To present a comprehensive model of the correctional psycho-pedagogical impact aimed at the formation of emotive intonation in preschool children with visual impairments Basic principles of the speech therapy theory underlie the formative experiment. This determined the stages and directions of experimental work. The formation of emotive intonation will be effective only in the case of the integrate work of all experts participating in the training and education of children: tiflopedagog, speech therapist, psychologist, educators, music teacher. Their accurate and coordinated interaction according to the solution of the designated question represents a complex of the correctional psycho-pedagogical measures. A comprehensive model of the correctional psycho-pedagogical impact aimed at the formation of emotive intonation in preschool children with visual impairments may be useful for specialists working in specialized preschool institutions. This study provides a comprehensive approach to the formation of emotive intonation in preschool children with visual impairments.
emotive intonation, preschool children with functional disorders of vision, principles of correctional work, model of correctional psycho-pedagogical impact.
На современном этапе развития общества цели отечественной образовательной системы определены «Национальной доктриной образования в Российской федерации на период до 2025 года» [5]. Центральной проблемой специального образования обозначена проблема социализации и интеграции в самостоятельную жизнь в обществе воспитанников и учеников коррекционных учреждений разного вида. В ряде тифлологических исследований последних лет научно и практически обоснована одна из причин, мешающих данному процессу, – это нарушение общения детей и подростков со зрительной патологией со сверстниками, членами семьи, с окружающими [4, 7, 9].
Дети с нарушениями зрения – достаточно разнородная группа по своим возможностям, к которой относятся слепые, слабовидящие и дети с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой [4, 9]. Для каждой категории детей со зрительной патологией характерным является затруднение накопления сенсорного опыта, что приводит к задержке формирования психологической базы речи. Отмечаются замедленные процессы запоминания, трудности мыслительных операций, ограниченность движений, своеобразие в развитии эмоциональной сферы [4, 7]. Все это приводит к системному недоразвитию речи, проявляющемуся как на вербальном, так и невербальном уровнях [2, 4, 7, 9, 10]. Подобные трудности определяют невозможность полноценного восприятия и воспроизведения паралингвистических средств коммуникации.
Успешность вступления в процесс коммуникации в значительной степени зависит от умения адекватно воспринимать, интерпретировать и выражать эмоции в соответствующий момент и с надлежащей интенсивностью посредством паралингвистических характеристик речи, к которым относится прежде всего интонация. По Л.К. Цеплитис выражение эмоций интонационными средствами называется эмотивной интонацией [1]. Уточняя данную формулировку в соответствии с подходом Н.Д. Светозаровой, Л.А. Пиотровской [6], отметим, что это область восприятия и выражения конкретных эмоций, контролируемых говорящим, передающихся посредством интонационного тембра и определяющих коммуникативную цель высказывания. Базой эмотивной интонации является совокупность просодических компонентов: тона (мелодики), силы (интенсивности) и темпа речи. В психолого-педагогических исследованиях детей с нарушением зрения учеными отмечен тот факт, что у данной категории испытуемых наибольшие трудности при общении связаны с пониманием и выражением собственного отношения к субъекту и объекту коммуникаций невербальными (паралингвистическими) средствами [3, 4, 7, 9].
1. Arkhipova E.F. Stertaya dizartriya u detey: ucheb. posobie dlya studentov vuzov / E.F. Arkhipova. - M.: AST; Astrel', 2006. - 320 s.
2. Volkova L.S. Vyyavlenie i korrektsiya narusheniy ustnoy rechi u slepykh i slabovidyashchikh detey: ucheb. posobie / L.S. Volkova. - L.: LGPI im. A.I. Gertsena, 1982. - 70 s.
3. Grigor'eva G.V. Osobennosti vladeniya neverbal'nymi sredstvami obshcheniya doshkol'nikami s narusheniyami zreniya / G.V. Grigor'eva. Defektologiya. - 1998. - № 5. - S. 76-87.
4. Deniskina V.Z. Formirovanie nerechevykh sredstv obshcheniya u detey s narusheniem zreniya / V.Z. Deniskina. - Verkhnyaya Pyshma, 1997. - 22 s.
5. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Ofitsial'nye dokumenty v obrazovanii. - 2002. - № 2. - S. 3-11.
6. Piotrovskaya L.A. Emotivnaya funktsiya intonatsii i problemy modelirovaniya rechevoy deyatel'nosti / L.A. Piotrovskaya. Russkaya rech' v sovremennom vuze: sb. mater. IV Mezhdunarodnoy nauchno-praktich. internet-konferentsii. OrelGTU, 2008. - S. 32-38.
7. Plaksina L.I. Psikhologo-pedagogicheskaya kharakteristika detey s narusheniem zreniya: uchebnoe posobie / L.I. Plaksina. - M.: RAOIKP, 1999. - 54 s.
8. Slovar'-spravochnik po teorii vospitatel'nykh sistem / sost. P.V. Stepanov. - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2001. - 32 s.
9. Feoktistova V.A. Razvitie navykov obshcheniya u slabovidyashchikh detey / V.A. Feoktistova. - S-Pb.: Rech', 2005. - 128 s.
10. Shlay E.V. Formirovanie leksikona u doshkol'nikov s narusheniem zreniya: monografiya / E.V. Shlay, I.N. Kosheleva. - Arkhangel'sk: Pomorskiy un-t, 2008. - 184 s.