Россия
Россия
Россия
Ценности являются основой структуры личности и формируют жизненную направленность. Во время общения происходит обмен мнениями, формируются основы жизни, может меняться смысл, основы, мироощущения. В исследовании принимали участие 24 подростка в возрасте 13–16 лет. Испытуемые были поделены на две группы: 1-я — контрольная (КГ; 12 подростков) и 2-я — экспериментальная (ЭГ; 12 ребят). Применяли методику Милтона Рокича, которая позволила оценить ценностные ориентации у подростков. Из всех наиболее распространенных ценностей в КГ является здоровье — 63,6%. У ЭГ важной ценностью является жизненная мудрость — 30,7%. Кроме того, можно увидеть, что в КГ ни разу не выбрали ценности, связанные с семьей и друзьями — 0%. Однако в ЭГ никто не отметил такую ценность, как любовь 0%. Результаты исследования показали, что уровень общей осмысленности жизни у КГ выше на 3,4%, чем у ЭГ. В результате тренинга улучшилось качество общения подростков, снялись внутренние барьеры в общении, повысилось настроение, они стали менее замкнутыми, появилось чувство уверенности в своих силах и ощущение доверительности к другому подростку. Следует систематически проводить различные тренинги в виде игр, круглых столов, викторин.
личность, мотивы, нормы, подростки, ценностно-смысловая сфера
1. Ефремкина И.Н. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / И.Н. Ефремкина // Академическая психология. — 2020. — № 3.
2. Кондакова А.А. Ценностные ориентации современной молодежи и их роль в формировании молодежной политики Российской Федерации [Текст] / А.А. Кондакова // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. — 2023. — № 2. — С. 116–122.
3. Кохановская И.А. Социально-психологический тренинг как активный метод практической психологии [Текст] / И.А. Кохановская // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021.
4. Мартишина Д.Д. Ценностные ориентации и моральное развитие в подростковом возрасте [Текст] / Д.Д. Мартишина // Психологические исследования. — 2017. — Т. 10. № 51. — С. 7.
5. Надобнова М.Л. Ценностно-смысловое саморазвитие подростка [Текст] / М.Л. Надобнова, И.В. Пшеничнова //Международный студенческий научный вестник. — 2018. № 3 (часть 6). — С. 870–873.
6. Паукова А.М. К вопросу о формировании ценностно-смысловых ориентаций у подростков [Текст] / А.М. Паукова // Современная психология: Материалы 1-й Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. С. 55–57.
7. Потемкин В.К. Самопознание, самопоиск и саморазвитие молодежи в современной России [Текст] / В.К. Потемкин // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. — 2021. — № 4. — С. 61–68.
8. Пучкова Е.Б. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков [Текст] / Е.Б. Пучкова, Л.В. Темнова, Е.А. Сорокоумова, М.Г. Курносова // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24. № 5. — С. 27–36.
9. Федосеева Т.Е. Смысложизненные ориентации как детерминанта процесса самоопределения в старшем подростковом возрасте [Текст] / Т.Е. Федосеева, И.А. Иванова, А.М. Емельянова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2019. № 1. — С. 150–154.