В статье обоснована правомерность адаптации известных рейтинговых технологий управления бизнес-процессами под специфику стратегического персонал-менеджмента; обозначены особенности специального портфельного анализа (СПА), объектом которого выступает совокупность кадровых единиц предприятия. Разработана технология построения двухмерных матриц СПА, базирующаяся на использовании интегрированных параметров, сопряженных с успешной реализацией стратегии развития предприятия. В качестве стратегической константы, символизирующей вертикальную ось матрицы специального портфельного анализа, предложено использовать относительную значимость векторов стратегического развития, сопряженных с реализацией профильного стратегического функционала. В статье обоснована логичность использования в качестве параметра, управляемого менеджментом предприятия, стратегической конкурентоспособности кадровых единиц. Предложенный формат матрицы СПА, разграничивающий анализируемое поле на 9 сегментов, нацелен на выявление стратегических позиций кадровых единиц и обоснование рекомендуемых кадровых стратегий. В статье уточнены аспекты используемых дефиниций (кадровая единица, стратегическая конкурентоспособность, стратегическая мотивация); предложенный методический инструментарий СПА проиллюстрирован на условных примерах.
специальный портфельный анализ (СПА), матрица СПА; кадровая единица, вектор стратегического развития, стратегическая конкурентоспособность, стратегическая мотивация, методический инструментарий
1. Глинский В.В., Гусев Ю.В., Золотаренко С.Г., Серга Л Портфельный анализ в типологии данных: методология и применения в поддержке управленческих решений // Вестник НГУЭУ. 2012. № 1. С. 25–53.
2. Серга Л.К., Никифорова М.И., Румынская Е.С., Хван М.С. Прикладное использование методов портфельного анализа // Вестник НГУЭУ. 2012. № 3. С. 146–158.
3. ЛужноваН.В. Применение метода портфельного анализа в стратегическом маркетинге промышленного предприятия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 14 (175). С. 194–199.
4. Лужнова Н.В., Разумова М.С. Методы маркетингового анализа: правила применения. Метод второй — матрица БКГ // Промышленный маркетинг. 2014. № 4. С. 34–38.
5. УрманбековаИ.Ф.,СамадоваН.Р. Многомерные (матричные) методы и приемы анализа в маркетинговых исследованиях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 2. С. 83–88.
6. РоманЕ.В.,ЗахаренковаИ.А. Роль портфельного анализа при решении проблемы стратегического планирования // Научный аспект. 2023. № 4. С. 603–610.
7. Миляева Л.Г. Теоретико-методические аспекты стратегического управления персоналом предприятия // Социально-трудовые исследования. 2023. № 2 (51). С. 87–99.
8. МиляеваЛ.Г. Теоретико-методические аспекты мотивации и стимулирования труда персонала организаций: монография. — Ногинск: АНАЛИТИКА РОДИС, 2017.
9. Миляева Л.Г. Управление поведением персонала организации в условиях инновационной среды: монография. Новосибирск: «Сибирское университетское издательство», 2009.
10. Alfes K., Shantz A.D., Truss C., Soane E.C. The link between perceived human resource management practices, engagement and employee behaviour: A moderated mediation model // The International Journal of Human Resource Management. 2013. № 24 (2). P. 330–351.
11. Макарова В.Л., Голубева М.М. Исследование мотивации персонала: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2017. № 2 (26). С. 91–94.
12. НиколаеваИ.И. Зарубежный опыт мотивации персонала // Human Progress. 2018. № 7. С. 4.
13. Ильченко С.В. Исследование зарубежного опыта мотивации трудовой деятельности персонала // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 4.
14. Roselina Ahmad Saufi, Yang Xin, Cheng Hongyun, Siti Aishah Berhan, Abdullah Al Mamun. The Relationship between Personality Dimensions and Employee Job Commitment in Private Higher Learning Institutions. International Review of Management and Marketing. 2017. № 7 (1). Р. 426–432.
15. Линец А.А. Правовые аспекты гибкости в организации управления персоналом // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 1. С. 242–253.