Исследование имело своей целью выявление динамики профессиональной идентичности студентов аграрного колледжа в процессе их профессионального обучения. Исследование осуществлялось методом поперечных срезов. В нем приняли участие студенты 1-го (n = 42), 3-го (n = 38) и 4-го (n = 36) курсов, обучающиеся по направлениям аграрного образования. Для выявления особенностей профессиональной идентичности респондентов была выбрана методика А.А. Озериной, с помощью которой изучались учебно-профессиональные планы студентов, обучающихся на разных курсах, их профессиональная позиция, мотивация, профессиональные намерения, отношение к приобретаемой профессии и ее представителям, самооценка себя как будущего специалиста. Выявлено, что профессиональное обучение положительно влияет на формирование профессиональной идентичности у студентов аграрного колледжа, что отражается в ее позитивной динамике от первого к третьему курсу. Однако на выпускном курсе в связи с кризисом профессиональной подготовки наблюдается уменьшение количества студентов, готовых выстраивать профессиональную карьеру в сфере агропромышленного комплекса. В результате исследования делается вывод о том, что в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов агропромышленного комплекса необходимы разработка и реализация целенаправленных программ формирования у них профессиональной направленности на труд в области получаемой профессии. Основными направлениями таких программ должны стать развитие учебно-профессиональной мотивации, субъектной позиции, формирование позитивного отношения к приобретаемой профессии через преодоление стереотипного образа работника сельского хозяйства, закрепленного в массовом сознании, способности и готовности студентов к самостоятельному и зрелому выбору своего профессионального будущего.
профессиональная идентичность, профессиональная направленность, профессиональное развитие, учебно-профессиональная мотивация, учебно-профессиональная позиция, студенты аграрного колледжа
1. Блинова Т.В. К вопросу о подготовке специалистов сельского хозяйства среднего звена в макрорегионах России [Текст] / Т.В. Блинова, А.В. Федотов, А.А. Коваленко // АПК: Экономика, управление. — 2022. — № 11. — С. 29–35. — DOIhttps://doi.org/10.33305/2211-29
2. Буянова Г.В. Особенности профессиональной направленности студентов-первокурсников Аграрного вуза [Текст] / Г.В. Буянова, Е.К. Гитман // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 9. — № 3. С. 51–55. — DOI:https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0009
3. Волкова Н.А. Становление профессиональной идентичности студентов аграрного направления в процессе проектно-исследовательской деятельности [Текст] / Н.А. Волкова, С.А. Быков // Современное педагогическое образование. 2020. — № 1. — С. 111–115.
4. Ерочкина Н.В. Кадровый потенциал предприятий АПК: состояние и перспективы развития [Текст] / Н.В. Ерочкина, Л.Н. Потапова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2020. — № 6-1. — С. 37–41.
5. Зонова Н.С. Аграрное образование в России: состояние и перспективы развития [Текст] / Н.С. Зонова, Л.А. Козлова // Успехи современной науки и образования. — 2017. Т. 3. — № 3. — С.152–154.
6. Кутукова Т.В. Повышение качества подготовки специалистов АПК в процессе непрерывного профессионального образования в условиях согласованности образовательных программ «колледж — аграрный вуз» [Текст] / Т.В. Кутукова // Современные проблемы науки и образования. 2009. — № 3. — URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=1194
7. Лесникова С.Л. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере [Текст] /С.Л. Лесникова, М.Г. Леухова // Балтийский гуманитарный журнал. — 2018. — № 3. — Т. 7. — С. 253–256.
8. Логинова О.А. Подходы к обучению специалистов агропромышленной сферы в зарубежных странах: аналитика возможного использования образовательного опыта в России [Текст] / О.А. Логинова // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 5. — URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=31126
9. Накохова Р.Р. Профессиональная идентичность как фактор профессиональной компетентности будущих медицинских работников [Текст] / Р.Р. Накохова, А.Ю. Макоева // Проблемы современного педагогического образования. 2017. — № 3. — С. 131–141.
10. Объедкова Л.В. Аграрное образование в России: проблемы и современные тренды [Текст] / Л.В. Объедкова, Т.В. Опейкина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 1. С. 124–130.
11. Озерина А.А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов [Текст] / А.А. Озерина // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2011а. — № 2. — С. 15–22.
12. Стычкова В.И. Профессиональная идентичность как фактор формирования профессиональной мобильности [Текст] / В.И. Стычкова, М.Г. Резниченко // Инженерное образование. — 2016. — № 20. — С. 248–251.
13. Трандина Е.Е. Формирование профессиональной идентичности студентов как фактор развития профессионального самосознания [Текст] / Е.Е. Трандина // Материалы Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования». — Тамбов, 2017. С. 117–120.
14. Bonkalo T.I., Logachev N.V., Shmeleva S.V. Formation of a professional and informational culture of future lawyers as a Condition for solving the problems of digitalization of legal professions в сборнике: Modern Global Economic System: Evolution Development vs. Revolutionary Leap Сep. Institute of Scientific Communications Conference Cham. 2021, pp. 1318–1327. 15. Bonkalo T.I., Shmeleva S.V., Nazarenko V.V., Karpov V.Yu., Logachev N.V., Kumanceva E.S. Activating model of professional training of persons with disabilities as competitive specialists in higher education establishment // Laplage em Revista. 2021, v. 7, no. 3A, pp. 235–244.
15. Center for Land-Based Learning. URL: http://landbasedlearning.org/farm-academy-master-farms
16. China Agricultural University. URL: http://www.cau.edu.cn