Россия
В статье описываются предпосылки для учреждения и история возникновения универсального праздника «День всех, или День спасения всех от всех и прежде всего от самих себя» в связи с личностью его основателя, выступающего в роли Homo festivus; обозначается его символический код; анализируется региональное и глобальное значение праздника, а также перспективы его социокультурной адаптации в российском и мировом сообществе. Отдельное внимание в статье уделено релятивистскому характеру диалектического закона «единства и борьбы противоположностей», радикально меняющего своё содержание в праздничном контексте.
«День всех», теория и философия праздника, формула консента, теория смеха, Аркадий Давидович, воронежский концептуализм, мультикультурализм, релятивизм, Homo festivu
1. Антология мудрости / Сост. В.Ю. Шойхер. – М. : Вече, 2010. – 848 с.;
2. Антология мысли в афоризмах / Сост. В.Ю. Шойхер. – М. : Вече, 2008. – 984 с.
3. Аристотель. Метафизика / Сочинения в 4-х томах. – М.: «Мысль», 1975-1984. – Т. 1. – С. 76.
4. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения. – М. : Мысль, 1983. – Т. 4. – 830 с.
5. Аркадияне // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907. – С. 108.
6. Бандурина Н.С. Особенности интерпретации феномена комического в историко-литературном и философском контексте // Вестник Ивановского государственного энергетического университета, 2011. – № 3. – С.1-6.
7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990. – С.13-14.
8. Бейджент М., Ли Р., Линкольн Г. Святая Кровь и Святой Грааль. – М. : Эксмо, 2006. – 496 с.
9. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полн. собр. соч.: в 13 т. – М., 1953-1956. – Т. 5. – С. 61.
10. Бенифанд А.В. Праздник, сущность, история, современность // Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 1986. – 140 с.
11. Бергсон А. Смех. – М. : Искусство, 1992. – 127 с.
12. Бердинских В.А. Россия и русские (очерки крестьянской цивилизации). – Киров : О-Краткое, 2012. – 398 с.
13. Близким по задуманному создателем масштабу к новому торжеству можно считать и день рождения Махатмы Ганди, учрежденный в Индии и отмечаемый в ООН с 2007 года как День ненасилия. Разница здесь тоже заключается в особенностях качества коммуникации: у Махатмы – в ненасилии, у Давидовича – в конструктивном взаимодействии.
14. Бодлер Ш. О сущности смеха / Моё обнаженное солнце: Статьи, эссе. – СПб. : Лимбус-Пресс, 2013 г. – С. 298-324.
15. Булгаков С.Н. Философия имени. – СПб. : Наука, 2008. – 447 с.
16. Бурменская Д.Б. Праздник как средство самосохранения социальной группы : автореф. дис. … канд. филос. наук. – Чита, 2011. – 24 с.
17. Ванченко Т.П. Смысловая основа массового праздника // Аналитика культурологии, 2008. – №. 10. – С. 1-13.
18. Вентцель К.Н. Как бороться с милитаризмом // 2-е изд., доп. – М. : Кружок С.В.О.Д., 1917. – 23 с.; Вентцель К.Н. Свободное воспитание // Сб. избр. тр. / сост. Л.Д. Филоненко; Ассоц. «Проф. образование». – М. : АПО, 1993. – 170 с.
19. Вереитинова Т.Ю. Праздник как феномен и концепт антропологии культуры // Наука. Искусство. Культура, 2015. – Вып. 4(8). – С. 1-18; Вереитинова Т.Ю., Новак М.В. Homo festivus vs Homo faber: парадокс противопоставления // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ), 2015. – № 6 (15). – С. 69-72.
20. Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и public relations. – СПб., 2001. – 256 с.
21. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М., 1958. – 133 с.
22. Гаврилова С.А. Феномен выставочной культуры XIX века в мировой традиции : дис. ... канд. филос. наук. – Н. Новгород, 2006. – 182 с.
23. Давидович А. Конец света закончится хорошо. Афоризмы. – М. : Эксмо-пресс, 2000. – 256 с.
24. Давидович писал об это так: «Лица скрывают маски», «Общество – маскарад масок, изображающих лица», «Человек – попурри из греха и маски добродетели», «Сколько масок надо сменить, чтобы найти свое лицо?» и т.п.
25. де Бруин К. Описание Воронежа / Путешествие через Московию Корнилия де Бруина : пер. с фр. / [соч.] Корнилия де Бруина; пер. [и предисл]. П.П. Барсова, провер. по гол. подлиннику О.М. Бодянским. – М., 1873. – 293, XIX с.).
26. Долженков А.В. Аркадий Давидович как «Homo festivus» // Горсоветы. Воронеж, 05.07.2024 / https://gorsovety.ru/ whats-happening/arkadij-davidovich-kak-homo-festivus/ (Дата посещения: 14.07.2024).
27. Елецких А. Философ межконтинентального значения // Комсомольская правда, 19.07.1999. – С. 19.
28. Жиляев А.А. Великий гений всех времен и народов Аркадий Давидович, или Воронежский романтический концептуалист // Сеть архивов российского искусства. – 03.03.19 – 04.04.19 // https://russianartarchive.net/ru/catalogue/document/F3368 (Дата посещения: 12.06.2021).
29. Именно в этом и состоял оригинальный авторский метод афориста: усовершенствование шедевра. Так, например, хорошо известное и основополагающее для существования семьи выражение царя Соломона – «Умная жена устроит свой дом, а глупая разрушит его своими руками» (Притч. 14:1) – в творчестве Давидовича обрело более совершенную форму, состоящую только из трех слов «Мать – это отец семьи», переводимых абсолютно на все языки и не требующих дополнительных культурологических пояснений. И это только один из примеров успехов Давидовича в состязаниях с величайшими мыслителями всех времен и народов.
30. Как известно, этимологическим эпонимом и для страны Аркадия, и для имени Аркадий называют сына Зевса и Каллисто [дочери аркадского царя] – Аркада, по одной из легенд воспитанного Майей – матерью Гермеса.
31. Карасев Л.В. Философия смеха. – М. : РГГУ, 1996. – 224 с.
32. Карчер Ст. Ицзин для начинающих / Пер. с англ. К. Савельева. – М. : Флир-Пресс, 2001. – 368 с.
33. Кибалко В.В. Анализ концепций праздника. Ретроспективная рефлексия // Научные ведомости : Философия. Социология. Право, 2018. – Вып. 43. – С. 1-9.
34. Клейменова А. Открытки с афоризмами Давидовича на 29 февраля могут стать популярнее валентинок // 36on.ru. – 05.03.2020 / https://36on.ru/news/culture/89321-otkrytki-s-aforizmami-davidovicha-na-29-fevralya-mogut-stat-populyarnee-valentinok (Дата посещения: 22.02.2022).
35. Климент Александрийский. Педагог // пер. с греч. Н. Корсунский, Г. Чистяков; авт. предисл. И. Свиридов. – М., 1996. – 290 с.
36. Красильникова М.Б. Концепция времени в исторической динамике русской культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2014. – Вып. 27. – С. 12-17.
37. Кулишер И.И. Сборник для согласования разновидностей имен, употребляемых евреями в России. – Житомир, 1911. – 482 с.
38. Лаврикова И.Н. Краткий экскурс в теорию праздника // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология, 2011. – № 2 (217). – Вып. 20. – С. 74-78; Лаврикова И.Н. Непраздный интерес к празднику // Среднерусский вестник общественных наук, 2011. – № 1. – С. 12-17.
39. Лекторский В.А. Релятивизм, плюрализм и диалог // Релятивизм, плюрализм, критицизм: эпистемологический анализ / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: Институт философии РАН, 2012. – 181 с.
40. Лазарев А.И. Славянский локус и славянский топос // Межславянские культурные связи: результаты и перспективы исследований / Отв. редактор Л.Н. Будагова. – М.: Институт славяноведения РАН, 2021. – С. 343-355.
41. Лазарев А.И. Ушел пророк, но обещал вернуться // Информационный портал 36on, 01.03.2021. https://36on.ru/news/people/95656-ushel-prorok-buntar-no-obeschal-vernutsya (Дата посещения: 01.04.2021).
42. Лазарев А.И. Формула консента как потенциальный мотиватор на конструктивное взаимодействие // Журнал философских исследований, 2023. – Т. 9. – № 4. – С. 29-45.
43. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учеб. пособие // Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 3-е изд., испр. и доп. – Челябинск, 2010. – 251 с.
44. Литвинова М.В. Классификация и типология массовых праздников и зрелищ // Научные ведомости. Философия. Социология. Право, 2012. – № 14 (133). – Вып. 21. – С. 191-201.
45. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. – М., 1984. – С. 3.
46. Лосев А.Ф. Топологическая эстетика // История античной эстетики. – М., 2000. – Т. IV. – С. 810.
47. Лосев А.Ф. Философия имени. – М. : Академический Проект, 2009. – 300 с.
48. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб. : Академический проспект, 2002. – 544 с.
49. Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период / В.М. Лурье при участии В.А. Баранова. – СПб., 2006. – XX+553 с.
50. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования / Отв. ред. А.А. Карягин. – М.: Наука, 1978. – 393 с.
51. Международный день солидарности людей / ООН // https://www.un.org/ru/observances/human-solidarity-day (Дата посещения: 20.12.2012).
52. Минц Л.М. Разыскивается Куперман, он же Келайчиев: не вполне учёные заметки о еврейской географии, истории, этнографии, социологии с элементами лингвистики. — М. : «Империум Пресс», 2005. – 335 с.;
53. Мюрэ Ф. После Истории: фрагменты книги / пер. с фр. Н. Кулиш // Иностранная литература, 2001. – № 4. – С. 224-241.
54. Охотникова Т.В. Праздник как творческая интерпретация действительности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2017. – № 2. – С. 41-43.
55. Папа Римский: Библия устарела и нуждается в замене// Рамблер/Новости. – 26.10.2018. https://news.rambler.ru/other/ 41139742-papa-rimskiy-bibliya-ustarela-i-nuzhdaetsya-v-zamene/ (Дата посещения: 04.07.2024).
56. По мнению В. Шойхера, Давидович является абсолютным лидером по числу и качеству сочиненных афоризмов, собранных редактором-составителем во всемирной «Антологии мудрости» (Антология мудрости / Сост. В.Ю. Шойхер. – М. : Вече, 2010. – 848 с.; Антология мысли в афоризмах / Сост. В.Ю. Шойхер. – М. : Вече, 2008. – 984 с.).
57. Примечательно, что история апокалиптических настроений в российском обществе нашла своё отражение и в одной из статей воронежского журнала «Филологические записки», посвященной «Культурным движениям в Москве во второй половине XV века», где упоминались «тревожившие умы и совесть суеверных людей» того времени, «тяжёлым кошмаром ложившиеся на умы и особенно сильно угнетавшие древнюю Русь» ожидания близкой кончины мира. Мысль о близком наступлении светопреставления и второго пришествия I. Христа особенно сильно занимала тогда умы русских в связи с приближающимся истечением к 1492 году семитысячелетнего срока от библейского Сотворения мира: «Действительно, в памятниках того времени можно встретить заметки вроде такой: «горе, горе достигшим до конца веков», в которых выражалась вера и великий страх пред роковым годом» (X. Культурные движения в Московской Руси во второй половине XV века // Филологические записки, 1908. – Вып. 2. – С. 1-22). В тот год – случайно или нет – Христофором Колумбом был открыт Новый свет… Давидович же насчёт апокалиптического тренда остроумно замечал, что уже с самого момента Творения началось наступление Конца света и с тех пор он понемногу только приближается – со стороны будущего.
58. Примечательно, что этот пророческо-мессианский мотив соответствует духу известных городских воронежских легенд (о Пятницком явлении Пр. Богородицы и об ожидании прихода некоего пророка), зафиксированных ещё в начале XVIII в. голландским художником и путешественником Корнилием Де Бруином, посетившим Воронеж в составе свиты Петра I и обратившим внимание на эти городские предания (де Бруин К. Описание Воронежа / Путешествие через Московию Корнилия де Бруина : пер. с фр. / [соч.] Корнилия де Бруина ; пер. [и предисл]. П.П. Барсова, провер. по гол. подлиннику О.М. Бодянским. – М., 1873. – 293, XIX с.).
59. Погорельский М.В. Еврейские имена собственные. – СПб, 1895. – 135 с.
60. Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Ис. 11:6-7 / Толкования Священного Писания // Введенский мужской ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь / https://bible.optina.ru/old:is:11:06 (Дата посещения: 25.07.2018).
61. Роднянская И.Б. Кокс X.Г. Праздник шутов. Теологический очерк празднества и фантазии (реферат. излож.) // Современные концепции культурного кризиса на Западе. Реф. сборник / [Отв. ред. Р.А. Гальцева]; ИНИОН АН СССР. Ин-т философии. – М., 1976. – С. 142.
62. Ромах О.В., Ванченко Т.П. Изучение праздника как социально-философской проблемы // Аналитика культурологии, 2010. – № 17. – С. 4.
63. Ростошинский Е.Н. Проблема сохранения в философии и естествознании. – СПб., 1999. – 177 с.
64. Сандульская В. Воронежский афорист придумал новый международный праздник // Издательский дом «Коммуна», 02.03.2020) / https://communa.ru/kultura/voronezhskiy-aforist-pridumal-novyy-mezhdunarodnyy-prazdnik-/ (Дата посещения: 29.02.2024).
65. Сарайкина Д.Ю. Когнитивный аспект политического праздника // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2010. – № 3 (11). – С. 24-33.
66. Cp. Свт. Игнатий Брянчанинов. О кончине мира. – М. : Ника, 2018. – С. 4: «Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная, непонятно сие будет: привязанны бо суть в вещех житейских».
67. Свт. Иоанн Златоуст. Похвальное слово св. Апостолу Андрей Первозванному // Журнал «Слово» / https://portal-slovo.ru/slovo/15738.php (Дата посещения: 13.12.2011).
68. Содержащую аллюзию на книгу о Священной загадке (задействованной Деном Брауном в «Коде да Винчи»), авторы которой пришли к выводу, что латинское Et in Arcadia ego является незаконченной и потому грамматически неправильной фразой и на самом деле является анаграммой (Бейджент М., Ли Р., Линкольн Г. Святая Кровь и Святой Грааль. – М. : Эксмо, 2006. – 496 с.)
69. Солдаткин С. Сомкнулась связь времен // Праздник, 2000. – №9. – С. 22-23.
70. Спиноза Б. Этика // Избр. произв. В 2 т. – Т. I. – M.-Л., 1957. – С. 559.
71. Субботина Н.Д. Официальный и карнавальный два типа праздника // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология, 2012. – № 2 (42). – С. 40-47.
72. Троицкий С.А. Социальная природа смеха : дис. ... канд. филос. наук. – СПб., 2006. – 173 с.
73. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собрание сочинений. – М.,1948. – Т.2. – С.425-489.
74. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // пер. с нем. Я. Коган. – М. : Издательство «Э», 2016. – 96 с.
75. Фролова И.А. В поисках надежды: Х. Кокс о декадансе западной культуры и перспективах её духовного преображения // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Философия. – 2016. – № 3. – С. 195-207.
76. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс, 1992. – 464 с.
77. Хейзинга Й. Осень Средневековья. – М., 1988. – С. 282.
78. X. Культурные движения в Московской Руси во второй половине XV века // Филологические записки, 1908. – Вып. 2. – С. 1-22.
79. Что такое созидательное творчество // https://obzorposudy.ru/polezno/cto-znacit-sozidatelnoe-tvorcestvo (Дата посещения: 16.08.2024).
80. Шелехов И.Л., Белозёрова Г.В., Мартынова А.И. Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 2016. – № 1 (11). – С. 9-20.
81. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. – М.: Мысль, 1993. – С. 371.
82. Щавелёв С.П. Нomo ridens / человек смеющийся. познавательное значение юмора у животных и человека // Наука. Искусство. Культура, 2020. – Вып. 3 (27). – С. 60-74.
83. Щипина Р.В. «Топос» полемики язычества и христианства / Григорий Нисский. Создание канона. – СПб., 2013. – С. 38-40.
84. Эко У. Имя розы. – М. : Книжная палата, 1989. – 494 с.
85. Энциклопедия «Литературные музеи России»: методические материалы. – М. : Издательство «Литературный музей», 2016. – С. 54.
86. Cox H.G. Feast of fools. A theological essay on festiviti and fantasy. Harvard univ. press, 1969, 204 р.
87. Ср. с афоризмом Давидовича: «Идеи носятся в воздухе, гоняясь за умами».