Брянск, Брянская область, Россия
Брянск, Брянская область, Россия
Брянск, Брянская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ББК 392 Железнодорожный транспорт
Рассмотрен вопрос дальнейшего повышения тяговых свойств новых грузовых и маневровых локомотивов, при доведении коэффициента сцепления в эксплуатации с 0,27…0,3 до 0, 4..0,5. Доказано, что в существующих опорно-осевых приводах с жесткой зубчатой передачей динамические крутящие моменты ухудшают сцепные свойства. Предложено применять тяговые приводы с упругой тяговой передачей и опорно-рамные приводы, а также подвеску тяговых двигателей, снижающую неравномерность нагрузок по осям экипажа. Предложено использовать устройства, воздействующие на поверхность контакта колеса с рельсом с помощью магнитного поля. В результате проведенного исследования установлено, что для локомотивов с диаметром колеса 1250 мм рационально применять тяговый привод с опорно-рамным подвешиванием двигателя и осевым редуктором с промежуточным зубчатым колесом. Для маневровых тепловозов с диаметром колеса 1050 мм рационально использовать дугостаторные асинхронные двигатели с размещением обмоток усилителя сцепления между индукторами.
локомотив, тяговые свойства, колесная пара, подвешивание, компоновка, повышение, коэффициент, сцепление
1. Власьевский С.В., Кучумов В.А., Щербаков В.Г. Сравнение энергетической эффективности тягового электропривода электровозов переменного тока на основе коллекторных и асинхронных двигателей // Электротехника. 2017. № 9. С. 72 – 78.
2. Журавлев С.Н. Система управления силовой установкой маневрового тепловоза с алгоритмом автоматического регулирования скорости // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. 2021. № 3(13)-4(14). С. 31-38. DOI:https://doi.org/10.30987/2658-6436-2021-3-4-31-38.
3. Космодамианский А. С., Баташов С. И., Николаев Е. В. Разработка устройств предотвращения боксования локомотива на основе объектного моделирования технических решений // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. 2022. №. 4. С. 79-86. DOI: https://doi.org/10.30987/2658-6436-2022-4-79-86
4. Нехаев В. А., Николаев В. А., Смалев А. Н., Серяков К. О. Динамика колесной пары экипажа при одновременном действии на нее параметрического и кинематического возмущений // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. 2023. №. 4. С. 45-54. DOI: https://doi.org/10.30987/2658-6436-2023-4-45-54.
5. Маклаков В. П. Разработка модели электромеханического преобразователя с цельнометаллическим ферромагнитным ротором // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. 2022. №. 3. С. 94-100. DOI: https://doi.org/10.30987/2658-6436-2022-3-94-100
6. Патент на полезную модель № 164797, Российская Федерация, МПК B61C 9/48. Тяговый привод локомотива [Текст] / Воробьев В.И., Измеров О.В., Новиков В.Г., Вдовин А.В., Бондаренко Д.А., Новиков А.С., Воробьев Д.В. Опубл. 20.09.2016, бюл. № 26.
7. Патент на полезную модель № 189364, Российская Федерация, СПК В61С 15/08 (2013.01). Тяговый привод локомотива. / Воробьев В.И., Антипин Д.Я., Космодамианский А.С., Измеров О.В., Маслов М.А., Копылов С.О. Опубл. 21.05.2019, бюл. №15.
8. Патент РФ на полезную модель № 206748. СПК B61C 9/38 (2021.08); B61C 9/48 (2021.08) Тяговый привод локомотива. / Воробьев В.И., Антипин Д.Я., Измеров О.В., Маслов М.А., Шевченко Д.Н. Опубл. 24.09.2021, бюл. № 27.
9. Патент РФ на полезную модель № 215944. СПК B61C 9/50. Тяговый привод локомотива / А.С. Космодамианский, О.В. Измеров, С.О. Копылов, В.И. Воробьев, В.О. Корчагин, А.А. Пугачев, М.Ю. Капустин, А.В. Самотканов, Д.Н. Шевченко, Е.В. Николаев, А.Е. Карпов. Опубл. 11.01.2023, бюл. №2.
10. Измеров, О.В. Динамические нагрузки в тяговом приводе тепловоза 2ТЭ121 [Текст] / А.Т. Литвинов, Е.П. Акишин, Ф.Г. Вербер, В.А. Лысак, В.С. Авраменко, В.И. Власов, О.В. Измеров, В.В. Кочергин. // Результаты испытаний тепловоза 2ТЭ121: Тр. ВНИТИ, вып. 62, Коломна, 1985 г., С. 119-130.
11. Классификация магнитных усилителей сцепления и поиск новых решений тягового привода / А. С. Космодамианский, В. И. Воробьев, О. В. Измеров, А. А. Пугачев, В. О. Корчагин, Е. В. Николаев. // Транспорт Урала, № 2 ( 73), Екатеринбург, УрГУПС, 2022 - С. 50-58.
12. Патент на полезную модель № 202706, Российская Федерация, СПК B61C 15/08 (2020.08). Устройство для увеличения сцепления ведущих колес локомотива с рельсами. / Космодамианский А.С., Воробьев В. И., Измеров О.В., Маслов М.А., Корчагин В.О., Стрекалов Н.Н., Капустин М.Ю., Самотканов А.В., Шевченко Д.Н.. Опубл. 03.03.2021, бюл. № 7.
13. Патент на полезную модель № 187030, Российская Федерация, СПК B61C 15/08 (2006.01). Устройство для увеличения сцепления ведущих колес локомотива с рельсами. / Антипин Д.Я., Воробьев В.И., Маслов М.А., Измеров О.В., Космодамианский А.С., Надточей Д.Г. Опубл. 14.02.2019. Бюл. № 5.
14. Воробьев В. И., Пугачев А. А., Копылов С. О., Николаев Е. В. Метод объектного моделирования при разработке патентоспособных конструкций узлов тягового привода // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. 2021. №. 3-4. С. 4-13. DOI: https://doi.org/10.30987/2658-6436-2021-3-4-4-13.
15. Патент РФ на полезную модель № 208748. СПК B61C 15/08. Устройство для увеличения сцепления ведущих колес локомотива с рельсами. / Воробьев В.И., Измеров О.В., Космодамианский А.С., Пугачев А.А., Стрекалов Н.Н., Капустин М.Ю., Самотканов А.В. Шевченко Д.Н., Николаев Е.В. Опубл. 10.01.2022, бюл. №2.