сотрудник
Россия
Статья посвящена обнаружению взаимосвязи между коммуникативным подходом к формированию активного запаса французской лексики и его практическим применением авторами современных учебных изданий. Материалами исследования выступили учебники по французскому языку уровня A1 четырех наиболее активных издательств: CLÉ International, Didier, Maison des langues, Hachette. В основе исследования лежит метод сравнительного анализа. Сравнение осуществлялось при опоре на такие критерии, как дидактические приемы, применяемые авторами при составлении заданий на формирование вокабуляра. Анализ упражнений, используемых авторами при подаче одних и тех же лексических тем, подтвердил доминирование коммуникативного подхода, ориентированного на развитие практических коммуникативных навыков, однако была обнаружена также значительная роль когнитивного подхода, нацеленного на активизацию таких познавательных процессов, как память, внимание, логика. Сопоставление учебного материала четырех учебников показало, что наиболее удачными с точки зрения реализации коммуникативного подхода являются учебники Écho издательства CLÉ International и Édito издательства Didier.
формирование активного словаря, лексика французского языка, иностранный вокабуляр, коммуникативный подход, коммуникативно-когнитивный подход
1. Андреев Н.Д. Статистико-комбинаторные методы в теоретическом и прикладном языковедении [Текст] / Н.Д. Андреев. — Л.: Наука, 1967. — 402 с.
2. Банарцева А.В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / А.В. Банарцева // Вестник Самарского государственного технического ун-та. Сер. «Психолого-педагогические науки». — 2017. — № 1. —URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnyy-podhodv-obuchenii-inostrannomu-yazyku-1
3. Гриднева С.В. Формирование профессиональной направленности студентов при обучении английскому языку с помощью коммуникативно-ориентированной методики [Текст] / С.В. Гриднева // МНКО. — 2010. — № 1. С. 163–167.
4. Гришаева Е.Б. Прагматико-функциональный подход в обучении профессионально ориентированному иностран ному языку [Текст] / Е.Б. Гришаева // Язык и культура. 2020. — № 52. — С. 140–157.
5. Давыдова Ю.Г. Cущность понятия «коммуникативный подход» в современной методике преподавания иностранных языков [Текст] / Ю.Г. Давыдова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2021. — № 5. — С. 832–840.
6. Залевская А.А. Введение в психолингвистику [Текст] / А.А. Залевская. — М.: Российский государственный гуманитарный ун-т, 1999. — 382 с.
7. Коростелёв В.С. Основы функционального обучения иноязычной лексике [Текст] / В.С. Коростелёв. — Воронеж: Воронежский университет, 1990. — 157 с.
8. Певницкая Е.Л. Структурный подход в обучении английскому языку: анализ синтаксических структур [Текст] / Е.Л. Певницкая // Гуманитарный вестник. — 2013. № 5. — С. 1–7.
9. Основы методики преподавания иностранных языков [Текст]: учебник для институтов и факультетов иностранных языков / И.М. Берман, В.А. Бухбиндер, В.М. Плахотник и др.; под ред. В.А. Бухбиндера, В. Штраусса. — Leipzig: Изд-во при Киев. ун-те, 1986. — 368 с.
10. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
11. Пирогова Н.Г. Анализ подходов к обучению иноязычной лексике в классической и современной методической литературе [Текст] / Н.Г. Пирогова // Проблемы современного образования. — 2019. — № 6. — С. 189–199.
12. Степанова Т.Ю. Специфика применения коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам [Текст] / Т.Ю. Степанова // ИТС. — 2012. — № 2. — С. 37–41.
13. Decarrico J.S. Vocabulary learning and teaching [Текст] // Teaching English as a Second or Foreign Language / J.S. Decarrico. Boston, MA: Heinle & Heinle, 2001, pp. 285–289.
14. Gairns R. Working with Words: a Guide to Teaching and Learning Vocabulary [Текст] / R. Gairns, S. Redman. Cambridge, 1986. 200 p.
15. Jacquin М. L’approche actionnelle dans l’enseignement des langues étrangères [Электронный ресурс] / Jacquin Marianne. URL: https://www.edcan.ca/articles/lapproche-actionnelle-danslenseignement-des-langues-etrangeres/?lang=fr
16. Lewis M. Further Developments in the Lexical Approach [Текст] / Michael Lewis. Boston: Thomson Heinle, 2000. 252 p.
17. Martínez de Badereau V. L’approche cognitive en didactique des langues [Текст] / Víctor Martínez de Badereau // Synergies Mexique. 2022, no. 12, pp. 127–128.