ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО МАТЕРИАЛА РУССКОЙ ЯРМАРОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ТРАДИЦИЯМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье характеризуется ярмарочная культура как элемент празднично-площадного русского фольклора, который на протяжении всей истории отечественного образования являлся средством воспитания подрастающего поколения. Ознакомление школьников с фольклорным наследием стимулирует развитие у них интереса к национальным традициям и истории, приобщает к истокам русской культуры. В статье раскрываются возможности использования материала фольклора в современном начальном образовании для постановки культурно-массовых мероприятий, проведения внеклассных мероприятий и др.

Ключевые слова:
русский национальный фольклор, ярмарочная культура, педагогический потенциал фольклорного материала, традиции и средства воспитания подрастающего поколения, внеклассные мероприятия, дополнительное образование.
Текст

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С  ФОЛЬКЛОРОМ — ТРАДИЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание ознакомлению учащихся с культурными традициями русского народа. Достаточно вспомнить взгляды великого русского педагога К.Д. Ушинского, который относился к фольклору как к неисчерпаемому источнику народной мудрости, средству развития богатого языка и речи. К примеру, народные сказки К.Д. Ушинский считал «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики» воспитывать у детей высокие нравственные качества, прививать интерес к истории и культуре русского народа.

Прекрасные примеры использования фольклора мы встречаем в книгах для чтения Л.Н. Толстого, в пособиях для педагогов Е.И. Тихеевой, в работах известного педагога XIX в. Е.Н. Водовозовой. Так, Елизавета Николаевна Водовозова в своем труде «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» предлагала сделать основой воспитания народные песни, игры, сказки.

Список литературы

1. Альперов Д.С. На арене старого цирка. - М.: Художественная литература, 1936.

2. Булак Т.Г. Красноречие русского торжка // Из истории русской фольклористики: материалы из архива В.И. Симакова / отв. ред. А.А. Горелов. - М.: Наука, 1978.

3. Булгарин Ф.В. Качели // Северная пчела. - 1825. - № 40 (2 апреля).

4. Гиляровский В.А. Москва и москвичи / В.А. Гиляровский. Собр. соч. В 4 т. Т.4. - М.: Правда, 1989.

5. Дмитриев Ю.А. На старом московском гулянье // Театральный альманах ВТО. - 1947. - № 6.

6. Дмитриев Ю.А. Русский цирк. - М.: Искусство, 1953.

7. Дурылин С.Н. В своём углу: из старых тетрадей. - М.: Московский рабочий, 1991.

8. Кукольное представление (реклама) // Московский городской листок. - 1847. - № 29 (6 февраля).

9. Лейферт А.В. Балаганы / ред. А.С. Поляков; авт. пред. А. Бенуа. - Пг.: Изд-во Еженедельника Гос. акад. театров, 1922.

10. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - начало XX в. - изд. 2-е, доп. - Л.: Искусство, 1988.

11. Русские народные гуляния по рассказам А.Я. Алексеева-Яковлева / запись и обр. Е. Кузнецовой. - Л.; М.: Искусство, 1948.

12. Савушкина Н.И. Русский народный театр. - М.: Наука. 1976.

13. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)» / Постановление правительства Российской Федерации от 03.03.2012. № 186 // Российская газета. 2012. Федеральный выпуск № 5735 (22 марта).

14. Хрестоматия по детской литературе: учебное пособие для дошкольных педагогических училищ / сост. М.К. Боголюбская, А.Л. Табенкина. - М.: Учпедгиз, 1948.

Войти или Создать
* Забыли пароль?