СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования младших школьников на основе работы с ситуационными заданиями. Приводится типология ситуаций, направленных на духовное воспитание. Каждый вид ситуационных заданий проиллюстрирован конкретными примерами.

Ключевые слова:
экологическое образование, духовно-нравственный потенциал, младший школьник, ситуационные задания.
Текст

Одним из эффективных путей духовно-нравственного воспитания младших школьников может стать реализация потенциала экологического образования. В этой связи учителю целесообразно использовать на занятиях метод создания воспитывающих ситуаций, которые успешно способствуют духовно-нравственному развитию учащихся.

ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ?

Под воспитывающей ситуацией И.А. Соловцова понимает систему условий, стимулирующих совместную смыслотворческую деятельность педагога и воспитанника. По мнению исследователя, в деятельности по духовному воспитанию необходимо использовать не только  ситуации, вызывающие у ребенка положительные эмоции, но и такие, которые вызывают боль, предполагают муки выбора, пробуждают совесть и сострадание и тем самым обращают ребенка к сфере ценностей и смыслов. Чем многообразнее проявления бытия, включенные в воспитывающие ситуации, тем больше у воспитанников возможностей для выбора собственного пути духовного становления [4, с. 29].

Сопоставление разных форм духовного опыта и изучение воспитательной практики позволили сделать вывод о том, что ведущую роль в духовном становлении человека играют ситуации, в которых воспитанник сталкивается с явлениями, событиями, условиями, принципиально новыми для него, противоречащими его прежнему жизненному опыту, что заставляет его переживать духовные кризисы разной степени интенсивности.

Список литературы

1. Гринёва Е.А., Денисова Г.М., Якупова (Давлетшина) Л.Х. Ситуационные задания и приёмы реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования младших школьников. - Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2011. - 119 с.

2. Гринёва Е.А., Давлетшина Л.Х. Экологическое образование через сердце. Настольная книга для педагога: учебно-методическое пособие. - Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2014. - 105 с.

3. Свет жизни: пособие для учителей к учебному курсу по экологии. Ч. I (6-9 лет). - изд. 2-е, доп. и перераб. - [Б. м.], 1995. - 138 с.

4. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Волгоград, 2006. - 40 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?