SITUATIONAL ASSIGNMENTS IN THE ECOLOGICAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper considers the issue on how to unlock the spiritual and moral potential of primary school ecological education, based on learning through the use of situational assignments. The authors provide typology of situations (cases), designed to facilitate pupils’ spiritual development. Examples on each type of situational assignments are drawn.

Keywords:
ecological education, spiritual and moral potential, primary school pupil, situational assignments.
Text

Одним из эффективных путей духовно-нравственного воспитания младших школьников может стать реализация потенциала экологического образования. В этой связи учителю целесообразно использовать на занятиях метод создания воспитывающих ситуаций, которые успешно способствуют духовно-нравственному развитию учащихся.

ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ?

Под воспитывающей ситуацией И.А. Соловцова понимает систему условий, стимулирующих совместную смыслотворческую деятельность педагога и воспитанника. По мнению исследователя, в деятельности по духовному воспитанию необходимо использовать не только  ситуации, вызывающие у ребенка положительные эмоции, но и такие, которые вызывают боль, предполагают муки выбора, пробуждают совесть и сострадание и тем самым обращают ребенка к сфере ценностей и смыслов. Чем многообразнее проявления бытия, включенные в воспитывающие ситуации, тем больше у воспитанников возможностей для выбора собственного пути духовного становления [4, с. 29].

Сопоставление разных форм духовного опыта и изучение воспитательной практики позволили сделать вывод о том, что ведущую роль в духовном становлении человека играют ситуации, в которых воспитанник сталкивается с явлениями, событиями, условиями, принципиально новыми для него, противоречащими его прежнему жизненному опыту, что заставляет его переживать духовные кризисы разной степени интенсивности.

References

1. Grineva E.A., Denisova G.M., Yakupova (Davletshina) L.Kh. Situatsionnye zadaniya i priemy realizatsii dukhovno-nravstvennogo potentsiala ekologicheskogo obrazovaniya mladshikh shkol’nikov [ituational tasks and methods of realization of spiritual and moral potential of environmental education of younger students]. Ul’yanovsk, UlGPU im. I.N. Ul’yanova Publ., 2011. 119 p.

2. Grineva E.A., Davletshina L.Kh. Ekologicheskoe obrazovanie cherez serdtse. Nastol’naya kniga dlya pedagoga [Environmental education through the heart. Handbook for teachers: teaching aid]. Ul’yanovsk, UlGPU im. I.N. Ul’yanova Publ., 2014. 105 p.

3. Svet zhizni: posobie dlya uchiteley k uchebnomu kursu po ekologii. Ch. I (6-9 let) [Light of Life: A guide for teachers to a training course on ecology. Part I (6-9 years)]. 1995. 138 p.

4. Solovtsova I.A. Dukhovnoe vospitanie v pravoslavnoy i svetskoy pedagogike. Dokt. Diss [Spiritual education in the Orthodox and secular pedagogy. Doct. Diss.]. Volgograd, 2006. 40 p.

Login or Create
* Forgot password?