В статье рассматриваются особенности формирования универсальных учебных действий как основы информационной компетентности младших школьников. Особый акцент сделан на рефлексивно-оценочном компоненте информационной компетентности, уровнях его сформированности у выпускников начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; компетентностный подход; компоненты и критерии информационной компетентности, информация
Переход к работе по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) ставит перед современной российской школой новые целевые ориентиры и определяет метапредметные требования к образовательным результатам. В нем, в частности, серьезное внимание уделяется формированию информационной компетенции учащихся младших классов.
Современному человеку информационная компетентность требуется прежде всего при решении задач с привлечением различных источников информации, он должен уметь работать с большими ее объемами. Особенно актуальны умения, связанные с восприятием, обработкой, хранением и применением информации.
Информационная грамотность является одним из ключевых терминов ФГОС НОО и определяется как «…способность и умение самостоятельно искать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных ее видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом) при помощи устных и письменных коммуникативных технологий» [7].
Предполагается, что в школе уже на первой ступени обучения у учеников будут сформированы первичные навыки работы с информацией, а именно умения:
- ориентироваться в информационном пространстве;
- использовать его для решения своих познавательных и жизненных задач;
- отличать достоверную информацию от заведомо ложной.
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» выделяется четыре вида универсальных учебных действий (УУД), соответствующих ключевым целям общего образования:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные [5].
Информационные универсальные действия не выделены в отдельный блок, хотя работа с информацией входит в состав как познавательных, так и коммуникативных, регулятивных, личностных учебных действий.
1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособ. для учителей общеобразовательных учреждений. Серия: Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособ. для студ. высших учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2003.
3. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании: учеб. издание. Серия: Воспитание. Образование. Педагогика //Библиотека «Первое сентября», 2007, № 6 (12).
4. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособ. для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004. - № 5.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями от 26.11. 2010 г.).