The paper describes the special features of development of universal learning actions as a base of the primary schoolchildren’s informational competence. The author emphasizes reflexive-assessment component of informational competence and the levels of its development by the school-leavers.
Federal State Educational Standard of General Primary Education, competence approach, components and criteria of informational competence, information.
Переход к работе по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) ставит перед современной российской школой новые целевые ориентиры и определяет метапредметные требования к образовательным результатам. В нем, в частности, серьезное внимание уделяется формированию информационной компетенции учащихся младших классов.
Современному человеку информационная компетентность требуется прежде всего при решении задач с привлечением различных источников информации, он должен уметь работать с большими ее объемами. Особенно актуальны умения, связанные с восприятием, обработкой, хранением и применением информации.
Информационная грамотность является одним из ключевых терминов ФГОС НОО и определяется как «…способность и умение самостоятельно искать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных ее видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом) при помощи устных и письменных коммуникативных технологий» [7].
Предполагается, что в школе уже на первой ступени обучения у учеников будут сформированы первичные навыки работы с информацией, а именно умения:
- ориентироваться в информационном пространстве;
- использовать его для решения своих познавательных и жизненных задач;
- отличать достоверную информацию от заведомо ложной.
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» выделяется четыре вида универсальных учебных действий (УУД), соответствующих ключевым целям общего образования:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные [5].
Информационные универсальные действия не выделены в отдельный блок, хотя работа с информацией входит в состав как познавательных, так и коммуникативных, регулятивных, личностных учебных действий.
1. Zair-Bek S.I., Mushtavinskaya I.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke: posob. dlya uchiteley obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Seriya: Rabotaem po novym standartam. - M.: Prosveshchenie, 2011.
2. Zakharova I.G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: ucheb. posob. dlya stud. vysshikh ucheb. zavedeniy. - M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2003.
3. Ivanov D.A. Kompetentnosti i kompetentnostnyy podkhod v sovremennom obrazovanii: ucheb. izdanie. Seriya: Vospitanie. Obrazovanie. Pedagogika //Biblioteka «Pervoe sentyabrya», 2007, № 6 (12).
4. Ivanova E.O., Osmolovskaya I.M. Teoriya obucheniya v informatsionnom obshchestve. - M.: Prosveshchenie, 2011.
5. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot deystviya k mysli: posob. dlya uchitelya / pod red. A.G. Asmolova. - M.: Prosveshchenie, 2011.
6. Lebedev O.E. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii. Shkol'nye tekhnologii, 2004. - № 5.
7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 g. № 373 (s izmeneniyami ot 26.11. 2010 g.).