МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается содержание понятия «ИКТ–компетентность учителя начальных классов», обосновывается необходимость формирования данного вида компетентности у студентов в вузе. Описывается методика оценки ИКТ-компетентности выпускников педагогических вузов. Предлагаются критерии и показатели оценки, выделяются и характеризуются уровни ИКТ-компетентности учителя начальных классов.

Ключевые слова:
ИКТ-компетентность; учитель начальных классов; методика оценки; критерии сформированности; измеряемые показатели; уровни сформированности.
Текст

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования нового поколения отмечено, что основной профессиональной задачей учителя начальных классов является формирование у школьника умения учиться [4].

Это означает, что учитель должен создавать условия, обеспечивающие развитие у учащихся универсальных учебных действий и эффективных навыков работы с информацией. Таким образом, одним из показателей профессиональной готовности учителя начальных классов к успешной деятельности в современных образовательных условиях является его компетентность в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).

ИКТ-компетентность учителя начальных классов

Под ИКТ-компетентностью учителя начальных классов мы понимаем его мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях многопредметной педагогической деятельности с учетом раннего введения детей в информационно-коммуникационную образовательную среду.

Формирование ИКТ-компетентности у будущих учителей начальных классов является одной из важнейших задач вузовского образования. Выпускник вуза должен быть готов: 

  • использовать средства ИКТ в качестве инструментария при формировании универсальных учебных действий у учащихся начальных классов; 
  • осуществлять интегративный подход в многопредметной учебной деятельности младшего школьника на основе применения электронных образовательных ресурсов; 
  • использовать потенциал ресурсов информационно-коммуникационной образовательной среды для развития и воспитания младших школьников; 
  • трансформировать эмпирическую техническую осведомленность и игровые компьютерные навыки детей в целенаправленную и осознанную познавательную информационную и коммуникационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами информационного общества; 
  • осуществлять плавную интеграцию младших школьников в информационно-коммуникационную образовательную среду с учетом возрастных особенностей учащихся, следуя принципам и соблюдая нормы здоровьесберегающих технологий; 
  • обучать учащихся начальной школы основам информатики и элементам компьютерной грамотности в предметных областях «Математика и информатика» и «Технология»; 
  • самостоятельно осваивать новые программные продукты и повышать свой профессионализм в постоянно изменяющейся информационно-образовательной среде; 
  • подбирать или самостоятельно разрабатывать информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного и организационно-управленческого процесса начальной школы.
Список литературы

1. Зайцева С.А. Инструментарий исследования ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - CПб.: 2011. - URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1576.htm (дата обращения - 11.10.2013).

2. Зайцева С.А. Компетентность современного учителя начальных классов в области информационных и коммуникационных технологий //Наука и школа. - 2011. - № 2. - С. 11-13.

3. Зайцева С.А. Состояние и перспективы развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. - 2011. - № 2. - С.109-112.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями от 26.11.2010 г.).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование / Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 46.

6. Key competencies for a successful life and a well-functioning society D. S. Rychen and L. H. Salganik [Электронный ресурс] - URL: http://www.deseco.admin.ch (дата обращения - 11.10.2013).

Войти или Создать
* Забыли пароль?