Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современном информационном обществе актуализируется роль различных форм коммуникации. Реклама, представляя собой одну из форм коммуникации, оказывает непосредственное влияние на этические установки общества, формируя сознание массовой аудитории. Проблема этики рекламного сообщения всесторонне исследуется научным сообществом, однако взаимосвязь этики и коммуникации как двух сторон воздействия рекламного дискурса на общество в большинстве работ не рассматривается. Цель – провести анализ коммуникативной составляющей этики рекламного дискурса и рассмотреть использование этических концептов в рекламной коммуникации. Методология. Для проведения анализа использовался сравнительный, сопоставительный и лингвистический научные методы. В качестве практической основы исследования выступает материал современного рекламного дискурса. Результаты. В результате проведенного исследования было сформулировано определение рекламной этики с учетом ее коммуникативной природы. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении этики рекламного дискурса сквозь призму теории коммуникации. Практическая значимость исследования состоит в рассмотрении коммуникативного аспекта рекламной коммуникации с позиции этики, что обеспечивает формирование здорового общества и позволяет снизить негативное воздействие от манипулятивной природы рекламы. Результаты исследования будут полезны, как специалистам, изучающим рекламную коммуникацию, так и практикам рекламной индустрии в части, касающейся этичности рекламы.

Ключевые слова:
этика, рекламный дискурс, коммуникативный дискурс, реклама, профессиональная этика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Авдеева И.А. Этика PR. Теоретико-философский анализ [Текст] / И.А. Авдеева. - Тамбов: Юлис, 2011. - 140 с.

2. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста [Текст] / Д.С. Авраамов. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 272 с.

3. Акопьянц А.С. Этическая культура рекламы [Текст] / А.С. Акопьянц // Идеи и идеалы. - 2012. - № 1. С. 122-130.

4. Алексютина О.А. Функциональные отличия рекламного дискурса [Текст] / О.А. Алексютина // Сборник докладов Международной научно-практической конференции, Брянск, 01 декабря 2016 года. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2016. С. 103-107.

5. Архангельская Е. Газпрому запретили называться «национальным достоянием [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/14/01/2016/5697d 5469a79475d2640f7d1?ysclid=lrorn8rz2v308830891&from= copy» (дата обращения: 26.12.2023).

6. Бакланова И.И. Постулаты Г.П. Грайса как средство определения адресата рекламного текста [Текст] / И.И. Бакланова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - Т. 1. - № 1. С. 187-194.

7. Барежев В.А. Профессиональная этика в PR: опыт критического анализа [Текст] / В.А. Барежев // Учёные записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. - 2011. - № 3. - С. 67-83.

8. Бове К.Л. Современная реклама [Текст] / К.Л. Бове, Л. Котленд, У.Ф. Аренс. - Тольятти: Довгань, 1995. - 704 с.

9. Бостанджян Э.К. Этика профессиональной деятельности: реклама и связи с общественностью / Э.К. Бостанджян, С.С. Пальчик. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. университета путей сообщения, 2019. - 104 с.

10. Грицюта Н.Н. Формирование этики рекламы: национальный и международный опыт [Текст] / Н.Н. Грицюта // Universum: общественные науки. - 2015. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etiki-reklamynatsionalnyy-i-mezhdunarodnyy-opyt?ysclid= lnbstdab429644348 (дата обращения: 23.11.2023).

11. Дедюхин А.А. Модели организации вербальной и визуальной информации в тексте рекламы (на материале английских и русских текстов рекламы автомобилей) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.9 Теория языка / А.А. Дедюхин. - Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2006. - 32 с.

12. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита [Текст] / Е.Л. Доценко. - М.: Изд-во МГУ, 1997 - 342 с.

13. Дубова М.А. Филологический анализ текста: рецепция рассказа И.А. Бунина «Эпитафия» [Текст] / М.А. Дубова, Н.А. Ларина // Филология: научные исследования. - 2021. № 12. - С. 71-81. - DOI:https://doi.org/10.7256/2454-0749.2021.12.35179/ URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35179»

14. Дубова М.А. Языковая личность героя в рассказе В. Брюсова «В башне» [Текст] / М.А. Дубова, Н.А. Ларина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5. - С. 429-431.

15. Иванов А.С. Этика бизнеса [Текст] / А.С. Иванов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - № 7. С. 70-73.

16. Ивлева М.И. Этика и рынок: этический аспект рекламы [Текст] / М.И. Ивлева // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 3. - C. 186-197.

17. Ксензенко О.А. Теоретико-методологические основы лингвистического рекламоведения как интегративной отрасли языкознания [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 5.9.8 / О.А. Ксензенко [Место защиты: Московский государственный институт международных отношений (университет) - МГИМО]. - М., 2022. - 600 с.

18. Лапшина О.Н. Мифотворчество как креативный прием в рекламе [Текст] / О.Н. Лапшина, А.П. Соколова // Сервис в России и за рубежом - 2014. - № 6. - С. 42-51.

19. Лукьянчикова М.В. История, этика и психология рекламы и PR [Текст] / М.В. Лукьянчикова, Э.Н. Бердникова, Л.М. Управителева, К.Н. Маркина. - М.: Издательские решения, 2018. - 97 с.

20. Пименова М.В. Методология концептуальных исследований. Базовые характеристики лингво-культурных концептов [Текст] / М.В. Пименова // Антология концептов / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Т. 1. - Волгоград: Парадигма, 2005. - С.15-19.

21. Пирогова Ю.К. Проблемы прикладной лингвистики [Текст] / Ю.К. Пирогова. - М.: Добрая книга, 2001. - 227 с.

22. Пирогова Ю.К. Рекламный текст: семиотика и лингвистика [Текст] / Ю.К. Пирогова, П.Б. Паршин. - М.: Международный институт рекламы, Издательский дом Гребенникова, 2000. - 270 с.

23. Полякова Е.В. Универсальность социально-психологической компоненты в этических концептах [Текст] / Е.В. Полякова // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 2. - С. 28-33.

24. Родина В.В. Дискурс: генезис, природа и содержание, обзор научных школ [Текст] / В.В. Родина // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2018. - № 1. - С. 101-111.

25. Рубцова Н.В. Реклама в социальных сетях: исследование воздействия на потребителя в аспекте семиотической парадигмы [Текст] / Н.В. Рубцова, М.В. Бабина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. Т. 10. - № 1. - С. 318-321.

26. Сиротина И.Л. Этика рекламной деятельности в современной России [Текст] / И.Л. Сиротина // Регионология. 2012. - № 4. - С. 195-198.

27. Словарь русского языка: В 4 т. [Текст] / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - Т. 1. А-Й. 702 с. - URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp (дата обращения: 02.10.2023).

28. Уэллс У. Реклама: принципы и практика [Текст]: учебник / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти; пер. с англ. Е. Алюшинская и др. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2001. - 797 с.

29. Шавеко Н.А. Этика дискурса Юргена Хабермаса: критический анализ [Текст] / Н.А. Шавеко // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2021. - № 60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-diskursa-yurgenahabermasa-kriticheskiy-analiz (дата обращения: 02.10.2023).

30. Чащина С.С. Категория. Качество товара в рекламе [Текст] / С.С. Чащина // Политическая лингвистика. - 2008. № 24 - С. 140-147.

31. ФАС оштрафовала ПАО «Сбербанк России» за нарушение рекламного законодательства [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/news/32593?ysclid=lnbgqda6ie601595877 (дата обращения: 03.10.2023).

32. Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени [Текст] / Л.О. Чернейко. - М.: Изд-во МГУ, 1997. 341 с.

33. Botes A. Ethics of justice vs the ethics of care in moral decision making // Curationis, 1988, no. 21, pp.19-24.

34. Donald K.W. Ethics Research in Public Relations: An Overview // Public Relations Review, 1989, vol. 15, issue 2, pp. 3-5.

35. Grice H.P. Logic and conversation. Studies in Syntax and Semantics III: Speech Acts. P. Cole and J. Morgan (Eds). New York: Academic Press, 1975, pp. 183-198.

Войти или Создать
* Забыли пароль?