ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Интеллектуальный капитал преподавателей имеет ключевое значение для поступательного развития вузов и повышения их конкурентоспособности. Поэтому важно правильно определить структуру и оценить стоимость всех компонентов интеллектуального капитала преподавателей высшей школы. В статье определены методические аспекты оценки данного вида капитала с учетом его структуры и специфики проявления.

Ключевые слова:
интеллектуальный капитал, преподаватель высшей школы, структура интеллектуального капитала, показатели и подходы к оценке интеллектуального капитала.
Текст

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Россия вступила в новую стадию своего развития. Доминирующими становятся процессы, связанные с экономикой, основанной на знаниях, где главным фактором производства становится интеллектуальный капитал, формирование которого происходит преимущественно в высших учебных заведениях. Основными носителями интеллектуального капитала в высшей школе выступают преподаватели, создающие подавляющее большинство интеллектуальных продуктов и определяющие конкурентоспособность вуза. Именно их интеллектуальный капитал составляет базу для развития и повышения рыночной стоимости высшего учебного заведения. Творческая активность преподавателей, выраженная в создании объектов интеллектуального капитала, превращается в ресурс, который со временем накапливается и приносит доход не только его обладателям, но и вузу в целом. 

Оценка накопленного интеллектуального капитала преподавателей вуза — сложный и неоднозначный процесс. Это связано со спецификой объекта оценки и необходимостью учесть количественную сторону процесса оценки, показатели качества интеллектуального капитала, а также временной фактор.

С другой стороны, в интеллектуальном капитале преподавателя можно выделить две основные части — статическую и динамическую. Статическая часть включает интеллектуальную собственность, человеческий капитал, инфраструктурные активы и рыночные активы. Динамическая часть более ориентирована на носителей интеллектуального капитала — инноваторов, научных сотрудников, работников наукоемких производств и т.п. Сюда входят качество мышления специалистов, человеческий потенциал, человеческий фактор, вероятность принятия и реализации эффективных решений за допустимое время [1, с. 34].

Необходимо четко выделять компоненты данного вида капитала, чтобы с учетом всех его элементов формировать комплексную оценку накопленного интеллектуального капитала. Структура интеллектуального капитала преподавателя высшей школы представлена на рис. 1.

Список литературы

1. Шатраков А.Ю., Парфенова М.Я., Воропанова И.Н. Дисимметрия интеллектуального капитала предприятия. - М.: Изд-во «Экономика», 2007.

2. Калина И. Показатели оценки интеллектуального капитала в информационной экономике // Власть. - 2011. - № 1.

3. Знаменский Д. Вклад сотрудника в научный потенциал вуза методика расчета и анализа // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2009. - № 4.

4. Пузыня Н.Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. - СПб.: Питер, 2005.

5. Семенова Е.М. Методологическое обоснование оценки интеллектуального капитала инноваторов // Менеджмент инноваций. - М.: ЗАО «ИД Гребенников». - 2011. - № 1.

6. Захаров А.В. Планирование и оценка качества и результатов труда преподавателей // Преподаватель высшей школы: социальный статус, оценка труда, мотивация и стимулирование / Под ред. В.Т. Смирнова. - Орел: Изд. Дом «Орлик», 2012.

Войти или Создать
* Забыли пароль?