APPROACHES TO ASSESSMENT OF HIGHER SCHOOL TEACHERS INTELLECTUAL CAPITAL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The teacher intellectual capital has a key value for progressive advance of higher education institutions and their competitiveness increasing. Therefore it is important to defi ne correctly the structure of higher school teacher intellectual capital and to estimate the cost of all its components. Methodical aspects of this type capital assessment are defi ned in this article taking into account its structure and specifi cs of manifestation.

Keywords:
intellectual capital, higher school teacher, intellectual capital structure, indicators and approaches to intellectual capital assessment.
Text

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Россия вступила в новую стадию своего развития. Доминирующими становятся процессы, связанные с экономикой, основанной на знаниях, где главным фактором производства становится интеллектуальный капитал, формирование которого происходит преимущественно в высших учебных заведениях. Основными носителями интеллектуального капитала в высшей школе выступают преподаватели, создающие подавляющее большинство интеллектуальных продуктов и определяющие конкурентоспособность вуза. Именно их интеллектуальный капитал составляет базу для развития и повышения рыночной стоимости высшего учебного заведения. Творческая активность преподавателей, выраженная в создании объектов интеллектуального капитала, превращается в ресурс, который со временем накапливается и приносит доход не только его обладателям, но и вузу в целом. 

Оценка накопленного интеллектуального капитала преподавателей вуза — сложный и неоднозначный процесс. Это связано со спецификой объекта оценки и необходимостью учесть количественную сторону процесса оценки, показатели качества интеллектуального капитала, а также временной фактор.

С другой стороны, в интеллектуальном капитале преподавателя можно выделить две основные части — статическую и динамическую. Статическая часть включает интеллектуальную собственность, человеческий капитал, инфраструктурные активы и рыночные активы. Динамическая часть более ориентирована на носителей интеллектуального капитала — инноваторов, научных сотрудников, работников наукоемких производств и т.п. Сюда входят качество мышления специалистов, человеческий потенциал, человеческий фактор, вероятность принятия и реализации эффективных решений за допустимое время [1, с. 34].

Необходимо четко выделять компоненты данного вида капитала, чтобы с учетом всех его элементов формировать комплексную оценку накопленного интеллектуального капитала. Структура интеллектуального капитала преподавателя высшей школы представлена на рис. 1.

References

1. Shatrakov A.Yu., Parfenova M.Ya., Voropanova I.N. Disimmetriya intellektual'nogo kapitala predpriyatiya. - M.: Izd-vo «Ekonomika», 2007.

2. Kalina I. Pokazateli otsenki intellektual'nogo kapitala v informatsionnoy ekonomike. Vlast'. - 2011. - № 1.

3. Znamenskiy D. Vklad sotrudnika v nauchnyy potentsial vuza metodika rascheta i analiza. Kadrovik. Kadrovyy menedzhment. - 2009. - № 4.

4. Puzynya N.Yu. Otsenka intellektual'noy sobstvennosti i nematerial'nykh aktivov. - SPb.: Piter, 2005.

5. Semenova E.M. Metodologicheskoe obosnovanie otsenki intellektual'nogo kapitala innovatorov. Menedzhment innovatsiy. - M.: ZAO «ID Grebennikov». - 2011. - № 1.

6. Zakharov A.V. Planirovanie i otsenka kachestva i rezul'tatov truda prepodavateley. Prepodavatel' vysshey shkoly: sotsial'nyy status, otsenka truda, motivatsiya i stimulirovanie / Pod red. V.T. Smirnova. - Orel: Izd. Dom «Orlik», 2012.

Login or Create
* Forgot password?