ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА НОВОСТНОГО ДИСКУРСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных условиях информационного общества особое значение приобретает всесторонний анализ новостных текстов, являющихся стержневым компонентом массмедийного дискурса, несущей опорой, вокруг которой структурируется весь остальной медиаконтент. В настоящее время для изучения новостных текстов применяется весь диапазон методов, традиционно используемых для изучения социально-значимых текстов – лингвистических, социологических, дискурсивных, метод контент-анализа и т.д. Вместе с тем метод, специально предназначенный для анализа новостного дискурса, ещё не получил должного освещения. Для того чтобы восполнить этот пробел, предлагается использовать так называемую «информационную модель», разработанную в рамках нового, но уже прочно вошедшего в научный обиход направления – медиалингвистики. В статье рассматриваются возможности анализа новостного дискурса с помощью информационной модели, представляющей процесс отбора, интерпретации, производства и распространения новостей в структурированном виде.

Ключевые слова:
массмедийный дискурс, новостной дискурс, информационная модель, информационная картина мира, культурно- идеологический контекст.
Текст

В современных условиях информационного общества, характеризующегося все возрастающим влиянием СМИ на все стороны жизни, понимание технологий формирования новостной картины мира, развитие навыков критической оценки противоречивого и нередко идеологизированного медиаконтента является необходимым условием успешного развития. Особое значение приобретает системное изучение и всесторонний анализ новостных текстов, являющихся стержневым компонентом массмедийного дискурса, несущей опорой, вокруг которой структурируется весь остальной медиаконтент.

Чтобы убедиться в ключевом значении новостных текстов, достаточно просто взглянуть на программы телевизионного и радиовещания, на организацию содержания интернет-сайтов, где новости всегда являются обязательным элементом, занимают устойчивую позицию и играют ключевую роль в пространственно-временном расположении остальных медиаматерилов. Доминирующее значение новостных текстов в общем корпусе массмедийного дискурса естественно отражает одну из основных функций массовой коммуникации — информационную. Именно поэтому всестороннее изучение и системный анализ новостных текстов представляется особенно актуальным.

Список литературы

1. Анненкова И.В. Медиадискурс ХХI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ [Текст] / И.В. Анненкова. - М.: Изд-во Московского университета, 2011.

2. Дейк Т. ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т. ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989.

3. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов [Текст] / Т.Г. Добросклонская. - М.: УРСС Эдиториал, 2005. - 288 с.

4. Добросклонская Т.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации [Текст] / Т.Г. Добросклонская // Вестник Московского университета. - 2006. - № 2. - С. 20-33.

5. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ [Текст] / Т.Г. Добросклонская. - М.: Флинта-Наука, 2008.

6. Добросклонская Т.Г. Методология анализа медиатекста как информационно-коммуникативного продукта [Текст] / Т.Г. Добросклонская // В сб. «Массово-коммуникационные процессы в современной России». - М.: РАГС, 2008. - С. 78-92.

7. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества [Текст] / Л.М. Землянова. - М.: Изд-во МГУ, 1999.

8. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика [Текст] / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. - М.: Юнити, 2005.

9. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст]. - М., 1990.

10. Луман Н. Реальность массмедиа [Текст] / Н. Луман. - М., 2005.

11. Полонский А.В. Социально-когнитивная морфология коммуникации [Текст]: под ред. А.П. Короченского / А.В. Полонский // Global Media Journal - Глобальный медиажурнал (российское издание). - 2011. - Вып. 1.

12. Analysing media texts. Ed. By M. Gillespie and J. Toynbee. Oxford: OUP, 2006.

13. Dijk T. van. Ideology: multidisciplinary approach, SAGE, 1998.

14. Bell A. Approaches to Media Discourse. London: Sage, 2001.

15. Carter R. Introducing Applied Linguistics. London, 1993.

16. Mass Communication Research Methods. London, 1998.

Войти или Создать
* Забыли пароль?