Петрозаводск, Республика Карелия, Россия
Уровень тревожности в современных стрессовых и внешнеполитических неблагоприятных условиях становится одним из определяющих факторов в образовательном процессе, перед новыми реформами в сфере образования стоит проблема организации педагогического процесса у студентов, имеющих высокий уровень тревожности. В данной статье исследуются актуальные показатели личностной и реактивной тревожности у студентов Петрозаводского государственного университета, получены данные о статистически достоверных различиях в личностной тревожности у студентов разного пола. В том числе проведен системный анализ литературы на платформе elibrary.ru, что позволило получить данные о среднем уровне тревожности у студентов разных учреждений высшего образования с 2010 по 2022 г. Использованными показателями результатов были значения методики ШРЛТ (шкала реактивной и личностной тревожности) Спилбергера – Ханина
исследование тревожности, личностная тревожность, реактивная тревожность, образовательный процесс, коррекция тревожных состояний
1. Боднар Э.Л., Шахматова Е.П. Личностная тревожность и состояние одиночества как критерии вузовской адаптации студентов [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnaya-trevozhnost-i-sostoyanie-odinochestva-kak-kriterii-vuzovskoy-adaptatsii-studentov.
2. Бурыкина М.Ю. Особенности тревожности студентов бакалавриата педагогического профиля [Электронный ресурс] // International Journal of Medicineand Psychology. – 2020. – Т. 3. – № 1. – С. 62–68.
3. Демидова Л.И., Кашник О.И., Брызгалина А.А. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 35-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-studentov-vuza-i-ih-uspeshnost-v-uchebnoy-deyatelnosti.
4. Корчагин Е.Н., Лобанова А.В. Исследование социально-психологической адаптации и тревожности у студентов-бакалавров [Электронный ресурс] // Педагогика и психология образования. – 2021. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-i-trevozhnosti-u-studentov-bakalavrov.
5. Надежкина Е.Ю., Новикова Е.И., Мужиченко М.В., Филимонова О.С. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние сердечно-сосудистой сис-темы и уровень тревожности у студентов с различными типами высшей нервной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник ВолГМУ. – 2017. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ekzamenatsionnogo-stressa-na-funktsionalnoe-sostoyanie-serdechno-sosudistoy-sistemy-i-uroven-trevozhnosti-u-studentov-s.
6. Петрова Е.Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса [Электронный ресурс] // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2010. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-trevozhnosti-studentov-v-usloviyah-ekzamenatsionnogo-stressa.
7. Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие. – М.: ЯрГУ, 2009. – 115 с.
8. Соловьевская Н. Л. Тревожность как критерий оценки психоэмоционального напряжения в условиях образовательного процесса на Крайнем Севере // Вестник Уральской медицинской академической науки. – 2019. – Т. 16. – № 2. – С. 195–201.
9. Чернышев В.П. Тревожность у студентов // Современные вызовы образования и психология формирования личности: Монография. – М.: Издательский дом «Среда». – 2020. – С. 139–150.