ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье на основе проведённого исследования рассматривается проблема подготовки будущих педагогов начальной школы к здоровьеориентированной деятельности. Основными методами исследования явились системно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, анкетирование, математическая обработка эмпирических данных. Раскрываются данные о состоянии здоровья младших школьников и студентов. Уточнено и конкретизировано содержание понятия «здоровьеориентированная деятельность» и выделены её смысловые характеристики. Обосновывается ценность здоровья и роль здорового образа жизни в развитии подрастающего поколения. Авторами проведён анализ законодательных и нормативных документов в области образования с позиции проблемы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения и молодёжи. Выявлены противоречия между профессиональными требованиями к педагогу начальной школы и отсутствием данной компетенции в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Обоснована необходимость целенаправленной и системной подготовки будущих учителей начальных классов к здоровьеориентированной деятельности с обучающимися. Представлены результаты констатирующего эксперимента, проведённого на базе Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета и Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, по выявлению ценности здоровья и готовности студентов к здоровьеориентированной деятельности с младшими школьниками. Сделаны выводы о формальном подходе и недостаточной направленности профессиональной подготовки будущих педагогов на подобного рода деятельность с разными возрастными категориями учащихся.

Ключевые слова:
профессиональная подготовка студентов, здоровьеориентированная деятельность, формирование представления о ценности здоровья, овладение знаниями, обучение младших школьников правилам здорового и безопасного образа жизни, разработка подходов к овладению будущими педагогами соответствующими компетенциями
Список литературы

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления // Казанский медицинский журнал. –2018. – № 99 (4). – С. 698 –705.

2. Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Психологическая готовность будущих учителей к оздоровительной деятельности. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 140 с.

3. Здравоохранение в России 2019: статистический сборник. – М.: Росстат, 2019. – 170 с.

4. Здоровьесбережение студенческой молодёжи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего медицинского образования / П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, В.И. Попов [и др.]. – Воронеж, Изд-во Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко, 2017. – 310 с.

5. Ирхин В.Н., Богачева Е.А. Состояние здоровьеориентированной деятельности школ Белгородской области // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 29–36.

6. Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке: учебное пособие. – Белгород: ИД «Белгород», НИУ «БелГУ», 2017. – 136 с.

7. Ирхин В.Н., Ирхина И.В., Никулина Т.В. Здоровьеориентированная воспитательная система вуза: технология управления. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2010. – 207 с.

8. Коданева Л.Н., Белокринкина В.А. Физическое развитие и состояние здоровья современных школьников // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 10 (164). – С. 124–128.

9. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изм. и доп.) / утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 25.09.2023).

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (в ред. с изм. № 1456 от 26.11.2020) / утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 № 125 [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 25.09.2023).

11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс]. –URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028(дата обращения: 25.09.2023).

12. Предпосылки подготовки студентов педагогического вуза к здоровьеориентированной деятельности в образовании / Б.А. Артеменко, З.И. Тюмасева, Н.Е. Пермякова [и др.] // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 7 (185). – С. 15–22.

13. Примерная рабочая программа воспитания НОО / одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 № 2/20). –URL: https://sch2057.mskobr.ru/attach_files/programma-vospitaniya-institut-strategii-razvitiya-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 25.09.2023).

14. Состояние здоровья детей современной России. Серия: «Социальная педиатрия» / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, В.Ю. Альбицкий [и др.]. – М.: ПедиатрЪ, 2020. – 117 с.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.09.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?