ЛЕПКА ФИЛИМОНОВСКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается воспитательный потенциал народной игрушки и обосновывается возможность использования лепки филимоновской и белорусской народной глиняной игрушек как уникального средства коррекции при нарушениях речи у детей. Показаны общность восточнославянского происхождения, родственные и типичные для игрушек двух народов характеристики. Рассматривается влияние развития мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольника. Приводятся данные обследования и мониторинга мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Определены условия и дается характеристика содержания и технологии этапов развития мелкой моторики рук детей в процессе лепки народной игрушки.

Ключевые слова:
лепка; филимоновская игрушка; белорусская народная глиняная игрушка; мелкая моторика рук; дошкольники; речевые нарушения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст] / К. Д. Ушинский. - СПб: Лань, 2013. - Том I. - 371 с.

2. Каптерев П. Ф. О детских играх и развлечениях [Текст] / П. Ф. Каптерев // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб., 1898. Вып. 4.

3. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной) [Текст] / Е.А. Покровский. - М.: Типография А.А. Карцева, 1887. - 368 с.

4. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Е.А. Флерина. - М.: Просвещение, 1973. - 56 с.

5. Александрова Н. С. Феномен народной игрушки. Художественно-эстетическое образование детей средствами народной игрушки [Текст] / Н. С. Александрова // Педагогика. Общество. Право. - 2016. - № 2. - С. 4-11.

6. Качанова И. А. Народная игрушка: история и современность [Текст] / И. А. Качанова // Гуманитарное пространство. - 2016. - №4. - С. 603-612.

7. Лыкова И. А. Игрушки изначальные: гармония разума, чувства, действия (педагогическое эссе) [Текст] / И. А. Лыкова // Гуманитарное пространство. - 2016. - №4. - С. 498-506.

8. Савенков А. И. Детская игрушка как часть культурной традиции [Текст] / А. И. Савенков // Гаудеамус. - 2019. - №3 (41). - С. 13-18.

9. Орлова А. П. Этнокультурные основы формирования личности: этнопедагогический аспект [Текст] / А. П. Орлова // Искусство и культура. - 2017. - № 3. - С. 78-83.

10. Барташэвіч Г. А. Этнакультурная традыцыі ў сучаснай сістэме выхавання [Текст] / Г.А. Барташэвіч, У. Д. Каліноўскі // Кіраванне ў адукацыі: навукова-метадычны часопіс / заснавальнік Рэдакцыя часопіса «Адукацыя і выхаванне». - 2012. - № 10. - С. 10-14.

11. Сахута Я. М. Беларускае народнае мастацтва [Текст] / Я.М. Сахута. - Мінск: Беларусь, 2011. - 367 с.

12. Сілівон В. А. Навучанне дашкольнікаў дэкаратыўнай творчасці: кніга для выхавацеляў дзіцячых садоў [Текст] / В. А. Сілівон. - Мінск: Народная асвета, 1989. - 108 с.

13. Старжынская Н. С. Народная цацка - люстэрка культуры: вобразы нацыянальнай гульнявой прадукцыі ў прадметна-гульнявой прасторы дашкольных устаноў [Текст] / Наталля Старжынская, Дзіна Дубініна // Пралеска : дашкольная адукацыя: штомесячны навукова-метадычны ілюстраваны часопіс / заснавальнік: Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. - 2011. - № 8. - С. 26-30.

14. Павлов И. П. Избранные сочинения [Текст] / И. П. Павлов. - М.: Эксмо, 2015. - 736 с.

15. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова [Текст]. - М.: Педагогика, 1973. -143 с.

16. Хризман Т. П. Движения ребенка и электрическая активность мозга [Текст] / Т.П. Хризман. - М.: Педагогика, 1973. - 189 с.

17. Исенина Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период). Учебное пособие [Текст] / Е. И. Исенина. - Иваново: ИвГУ, 1983. - 78 с.

18. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А.И. Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

19. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 316 с.

20. Фомина Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка // Проблемы речи и психолингвистики [Текст] / Л.В. Фомина. - М.: МГПИИЯ, 1971. - C. 36-40.

Войти или Создать
* Забыли пароль?