УДК 37.01 Основы воспитания, образования и обучения (материальные, теоретические, философские и т.п.)
В статье рассматривается новый авторский метод «Матрица ценностей (Модель Назаренко-Матвеевой Т.М.)» как планово-прогностический ресурс качества воспитательной деятельности и инструмент проектирования и реализации федеральной рабочей программы воспитания. Представлены варианты матрицы ценностей и особенности её использования в реализации программы воспитания в образовательных организациях системы общего образования.
воспитание, федеральная рабочая программа воспитания, метод «Матрица ценностей (Модель Назаренко-Матвеевой Т.М.)», духовно-нравственные ценности, социо-культурные ценности, традиционные российские духовно-нравственные ценности, общее образование, образовательная организация, государственная ценностная политика в сфере образования
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция) Об образовании в Российской Федерации // КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: КонсультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.11.2022).
2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ // КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 09.11.2022).
3. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 // Вестник образования [сайт]. - URL: https://vestnik.edu.ru/documentation/ukaz-prezidenta-rossiiskoi-federatsii-ot-9-noiabria-2022-g-809-ob-utverzhdenii-osnov-gosudarstvennoi-politiki-po-sokhraneniiu-i-ukrepleniiu-traditsionnykh-rossiiskikh-dukhovno-nravstvennykh-tsennostei/ (дата обращения: 15.11.2022).
4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - URL: https://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf (дата обращения: 15.11.2022).
5. Примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций // ФГБНУ ИСРО РАО: [сайт]. - URL: http://form.instrao.ru (дата обращения: 12.11.2022).
6. Примерная программа воспитания дошкольных образовательных организаций // ФБГНУ ИИДСВ РАО: [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ (дата обращения: 12.11.2022).
7. Назаренко-Матвеева, Т.М. Формирование основ российской гражданской идентичности обучающихся: учебно-методическое пособие / Т.М. Назаренко-Матвеева; Министерство образования Московской области, академия социального управления. - Москва: АСОУ, 2022. - 101 [3] с.
8. Назаренко-Матвеева, Т.М. Формирование ценностных ориентаций обучающихся в социокультурной среде на основе матрицы ценностей / Т.М. Назаренко-Матвеева // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2022. - № 4. - С.131-138. - URL: https://asou-mo.ru/media/download/7512 (дата обращения: 05.12.2022).
9. Назаренко-Матвеева, Т.М. Матрица ценностей как ресурс воспитательной деятельности в работе классного руководителя: учебно-методическое пособие / Т.М. Назаренко-Матвеева; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. - Москва, АСОУ, 2022. - 110, [2] с. - (Совершенствование деятельности классных руководителей; вып. 42).
10. Назаренко-Матвеева, Т.М. Использование матрица ценностей в воспитательной работе: научно-методические рекомендации / Т.М. Назаренко-Матвеева; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. - Москва, АСОУ, 2022. - 153, [3] с.
11. Стрельчук Е.Н. Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике // Международный электронный научный журнал «Перспективы Науки и Образования. - 2019. № 1(37).- С. 10 - 19. - ISSN 2307 2334 (Онлайн) - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-instrumentariy-suschnost-upotreblenie-i-rol-ponyatiya-v-rossiyskoy-i-zarubez