СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПРАКТИКИ ОСВОЕНИЯ В ПРОЦЕССАХ САМООРГАНИЗАЦИИ СООБЩЕСТВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью настоящей работы является исследование символического пространства и связанных практик освоения пространства, комплекса материальных и нематериальных ресурсов в ходе самоорганизации современных сообществ. Основным методом является сравнительный анализ концепций и теорий, что позволило проанализировать актуальные подходы к концептуализации понятия символического пространства и символической власти. Символическое измерение, согласно авторской позиции, является важнейшим, неотделимым от физического и коммуникативного измерений пространства жизнедеятельности сообществ и условием их самоорганизации. Автор отстаивает гипотезу цементирующей роли практик индивидуального и коллективного освоения пространства и ресурсов для современных сообществ. При этом вектор освоения материальных и нематериальных ресурсов развивается от индивидуальных стратегий человека по взаимодействию с реальностью к групповым моделям развития и системе взаимодействий заинтересованных акторов и их ассоциаций между собой, одушевлёнными и неодушевленным предметами. Продемонстрировано значение символа, мифа, ритуала в процессах формирования современных сообществ, а также брендов в качестве универсальных единиц в различных функциональных сферах, включая публичную политику. В статье предпринимаются попытки проанализировать отдельные практики, формирующие политическое пространство совместного заинтересованного бытия (политического со-бытия). Выдвигается тезис относительно роли потребительской социальной модели в организации пространства и самоорганизации сообществ на принципах освоения. Значимость работы может заключаться в определении тенденций качественных процессов самоорганизации современных сообществ, стимулировании дальнейшей концептуализации понятий символическое пространство и символическая власть.

Ключевые слова:
символическое пространство, освоение, вовлечение, социальный капитал, политическое предпринимательство, самоорганизация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Артемьева А.А. К вопросу о ритуале: этимология и понятие термина // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - №7. - С. 74-77.

2. Архангельская К.В. Символическая власть брендов в современной социокультурной ситуации // Наука и современность. - Екатеринбург. - № 48. - 2016. - С. 25-28.

3. Багаева Т.Л. Брендинг как социальная система // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - №.4. - С. 93-100

4. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

5. Безгодов Д.Н. Символ, миф и личность: персоналистическая доминанта философии А.Ф. Лосева // Общество: философия, история, культура. - 2017. - № 8. - С. 57-60.

6. Бодрийяр Ж. Соблазн / Пер. с фр. А. Гораджи. - М.: Изд-во AdMarginem, 2000. - 317 с.

7. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. [Электронный ресурс]. /Пер. с фр. В.И. Иванов. //Центр гуманитарных технологий. 18.12.2006. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/883 (дата обращения: 01.08.2023).

8. Володенков С.В. Политическое брендирование в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. - 2010. - №6. - С.23-30.

9. Воронина Н.Н. Философское значение ритуала // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2006. - № 1(5). - С. 429-435

10. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений: в 6 т. / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 6: Научное наследство. - 400 с.

11. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. - М: Искусство, 1991. - 367 с.

12. Дворникова И.Н., Беганцова И.С. Ритуалы как средство регуляции поведения людей в совместной деятельности // Приволжский научный вестник. - 2014. - №12-4 (40). - С. 75-78.

13. Иванов В. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994. - 427 с.

14. Исаев И.А. Номинация и нейтрализация государственно-правового пространства в Новое и Новейшее время // История государства и права. - 2023. - №4. - С. 2-6.

15. Карпенко А.В. Символ и миф. Лингво-культурологический аспект // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». - Т. 26 (65). - № 1. - С. 42-46.

16. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии: переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С.3-30.

17. Костромицкая А.В. Роль символического потенциала городского пространства в проведении брендинговой кампании // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. - Екатеринбург: УрФУ, 2013. - С. 87-92.

18. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 479 с.

19. Малинова О.Ю. Политика памяти как область символической политики // Метод. - 2019. - №9. - С.285-312.

20. Матвеев И.А., Ушакин С.А., Филиппов А.Ф. Therewillbemany 'past'... // Россия в 21 глобальной политике. - 2020. - Т.18. - №5 (105). - С. 102-118.

21. Мид Дж.Г. Сознание, самость и общество. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 34 с.

22. Морозова М.В. Проблема символа в философии А.Ф. Лосева // Соловьёвские исследования. - 2014. - Вып. 1(41). - С. 119-131.

23. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. - М.: Академический проект, 2002. - 832 с.

24. Поцелуев С.П. Ритуал как средство управления политической агрессией: формы, стратегии, случаи // Политическая концептология. - 2014. - № 2.- С. 25-39

25. Русакова О.Ф. Концепт «мягкой» силы (softpower) в современной политической философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2010. - Вып. 10. - С. 173-192

26. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми. [Электронный ресурс]. URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=14983787 (дата обращения: 01.08.2023).

27. Сорокин П.А. Система социологии.. - Петроград: Изд-во «Колос». - 1920. Т.1. Социальная аналитика. - 360 с.

28. Штанько М.А., Гращенков Н.В. Социокультурный фактор в политике: символические конструкты // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2023. - Т. 25. - № 2 (89). - С. 111-116.

29. Alexander J.C. Cultural Pragmatics: Social Performance between Ritual and Strategy [Электронный ресурс] //Sociological Theory. - Vol. 22. - Iss. 4. (Dec., 2004) - pp. 527-573. Stable URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0735-2751%28200412%2922%3A4%3C527%3ACPSPBR%3E2.0.CO%3B2-Z (дата обращения: 01.08.2023).

30. Blumer H. Collective Behavior. Chapt. XIX -XXII / New Outline of the Principles of Sociology. - N.Y., 1951. - P. 167-221.

31. Bottici Ch., Challand B. Rethinking Political Myth: The Clash of Civilizations as a Self-Fulfilling Prophecy // European Journal of Social Theory. - 2006. - Vol. 9. - Iss. 3. - P. 315-336.

32. Edelman M. The Symbolic Uses of Politics. - 5th ed. - Urbana: University of Illinois Press, 1972. - 201 р.

33. Kertzer D. Ritual, Politics, and Power. - New Haven; London, Yale University Press, 1988. - 235 р.

34. Moore S.F. Uncertainty in Situations: Indeterminacies in Culture // Symbol and Politics in Communal Ideology: Cases and Questiones. Moore S.F., Myerhoff B. (ed.). - Ithaca: Cornell University Press, 1975. - 245 р.

35. Park R. On Social Control and Collective Behavior. - Chicago, 1967. - 274 р.

36. Rituale der Medienkommunikation. Gängedurch den Medienalltag. /Pross H., Rath C.-D. (Hrsg.). - Berlin: VerlagGuttandin& Hoppe, 1983. - 144 p.

37. Thompson J.B. Media and Modernity: A Social Theory of the Media. - Cambrige, 1995. - 324 p.

38. Wardenburg J. Symbolic aspects of myth // Myth, symbol and reality. - L.: Notre Dame, 1980. - Р. 41-68.

Войти или Создать
* Забыли пароль?