СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ: ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются сущность и принципы социального партнерства как новой формы институционального управления. Выделяются субъекты (стороны) и цели социального партнерства. Особое внимание обращается на механизмы реализации целей: законодательно-правовые - участие субъектов в законодательной деятельности и договорные - разработка соглашений и коллективных договоров. Анализируется отечественный и зарубежный опыт социального партнерства. Выявляются недостатки, нерешенные проблемы и намечаются пути развития института социального партнерства в России.

Ключевые слова:
социальное партнерство, социально-трудовые отношения, профсоюзы, соглашения, коллективный договор
Текст

Сущность и принципы социального партнерства

Социальное партнерство можно определить как особый, тип регуляции социально-трудовых отношений на основе баланса интересов наемных работников, работодателей и государства, направленного на достижение социального согласия в обществе.

Идеи социального партнерства берут свое начало в трудах философов и мыслителей прошлого: Ж.Ж. Руссо и его трактата «Общественный договор», работ Ш.Фурье, А.Сен-Симона, Р.Оуэна и других. Но как практика социальное партнерство начинает складываться лишь с 50-х годов прошлого века и предстает ныне в формах «прагматического консенсусного сотрудничества» основных субъектов социально-трудовых отношений. Государство, предприниматели, работники (и представляющие их профсоюзы) де-юре признаются равными партнерами, которые ведут между собой перманентный диалог, временами завершающийся заключением соглашений и договоров с тем, чтобы в дальнейшем продолжиться.

«Консенсусное сотрудничество» становится возможным не потому, что исчезли противоречия между трудом и капиталом, работодателем и наемным работником, эти противоречия были, есть и будут. Однако растущая интеграция общества, все более тесная взаимная зависимость всех общественных элементов не оставляют иного пути, как путь компромиссов, торговли, сделок, уступок.

Ведя диалог и переговоры, каждый из социальных партнеров выполняет, конечно же, целевую функцию того института, который он представляет. Целью деятельности предпринимателей является получение максимально возможной прибыли. В интересах наемных работников и представляющих их профсоюзов - получение максимально возможной доли этой прибыли в виде заработной платы и других социальных расходов. Работодатель озабочен сокращением издержек производства, в состав которых входит и заработная плата работников, и увеличением доли прибыли, идущей на развитие производства. Наемный работник (и профсоюзы), напротив, прежде всего, заинтересован в увеличении той части прибыли, которая идет на удовлетворение его социальных нужд, а значит и увеличение издержек производства. Противоречие казалось бы неразрешимое. Но поскольку обе стороны вовлечены в единый процесс, взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, они, хотя и по разным мотивам, заинтересованы как вувеличении прибыли, так и в решении социальных вопросов. А это создает поле для договоренностей и компромиссов. Вопрос состоит в том чтобы, каждая из сторон находила ту взаимно приемлемую меру уступчивости, которая обеспечивала бы поступательное и экономическое, и социальное развитие.

В России идеи и практика социального партнерства стали обретать свое значение с началом социального реформирования и переходом к рыночной экономике. Законодательное оформление социального партнерства происходит как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Целью социального партнерства является регулирование на основе договоренностей между социальными партнерами в рамках существующего законодательства важнейших вопросов социальной политики: совершенствование системы оплаты труда и социального обслуживания, обеспечение занятости, развитие системы подготовки кадров и повышение их квалификации, улучшение условий труда, усиление защиты трудовых прав работающих граждан.

 

В основе идеологии социального партнерства лежат следующие основные принципы, зафиксиро-

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета -2009,№7-29янв.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции 5.04.2013).

3. Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональныхсоюзах, их правах и гарантияхдеятельности. М., 1996.

4. Конвенция МОТ о содействии коллективным переговорам, 1981 (№154).М., 1999.

5. Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановление Правительства РФ от 20.02.1992 г. № 108.

6. Федеральный закон РФ от 01.05.1999 «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». М.: Профиздат, 1999.

7. Закон города Москвы «О социальном партнерстве». М., 1997.

8. Башмаков В.И. Профсоюзы в системе социального партнерства. М.: АТиСО, 2003.

9. Башмаков В. Профсоюзы России. Эволюция и проблемы социального института. LAP LAMBERT Academic Pab-lishing, 2012.

10. Гриценко H.H. Социальное государство: перспективы становления и развития. М., 2003.

11. Киселев В.Н., Смольков ВТ. Социальное партнерство в России. М.: Экономика, 2002

12. Крестьянинов А.Н. Социальная напряженность: роль профсоюзов в ее регулировании. М.: Русская новь, 2003.

13. Профсоюзное пространство современной России / Под ред. В.Борисова, С.Кларка. М.: ИСИТО, 2001.

14. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.: Мысль, 1996.

15. Сперанский В.И., Ященко А.А. Глобализация, профсоюзы и ТНК (на примере нефтегазового комплекса). М.: Русская новь, 2002.

16. Социальное партнерство. Словарь-справочник. М.: АТиСО, 2005.

Войти или Создать
* Забыли пароль?