The essence and principles of soc ial partrtnership as a new forfor m of institutional management. There are subjectcts (partrties) and the objectctives of soc ial partrtnership. Special att ention is paid toto mechanisms of realization of the purposes of : legislative-legal – partrticipation of subjectcts of legislative and cocontr actctual – development agreements cocollectctive agreements. Analyzes the domestic and forfor eign experience of soc ial partrtnership. Identify deficiencies, unsolved proroblems and ways of development of the institute of soc ial partrtnership in Russia.
social partrtnership, social-labor relations, trade unions, agreements, collectctive agreement
Сущность и принципы социального партнерства
Социальное партнерство можно определить как особый, тип регуляции социально-трудовых отношений на основе баланса интересов наемных работников, работодателей и государства, направленного на достижение социального согласия в обществе.
Идеи социального партнерства берут свое начало в трудах философов и мыслителей прошлого: Ж.Ж. Руссо и его трактата «Общественный договор», работ Ш.Фурье, А.Сен-Симона, Р.Оуэна и других. Но как практика социальное партнерство начинает складываться лишь с 50-х годов прошлого века и предстает ныне в формах «прагматического консенсусного сотрудничества» основных субъектов социально-трудовых отношений. Государство, предприниматели, работники (и представляющие их профсоюзы) де-юре признаются равными партнерами, которые ведут между собой перманентный диалог, временами завершающийся заключением соглашений и договоров с тем, чтобы в дальнейшем продолжиться.
«Консенсусное сотрудничество» становится возможным не потому, что исчезли противоречия между трудом и капиталом, работодателем и наемным работником, эти противоречия были, есть и будут. Однако растущая интеграция общества, все более тесная взаимная зависимость всех общественных элементов не оставляют иного пути, как путь компромиссов, торговли, сделок, уступок.
Ведя диалог и переговоры, каждый из социальных партнеров выполняет, конечно же, целевую функцию того института, который он представляет. Целью деятельности предпринимателей является получение максимально возможной прибыли. В интересах наемных работников и представляющих их профсоюзов - получение максимально возможной доли этой прибыли в виде заработной платы и других социальных расходов. Работодатель озабочен сокращением издержек производства, в состав которых входит и заработная плата работников, и увеличением доли прибыли, идущей на развитие производства. Наемный работник (и профсоюзы), напротив, прежде всего, заинтересован в увеличении той части прибыли, которая идет на удовлетворение его социальных нужд, а значит и увеличение издержек производства. Противоречие казалось бы неразрешимое. Но поскольку обе стороны вовлечены в единый процесс, взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, они, хотя и по разным мотивам, заинтересованы как вувеличении прибыли, так и в решении социальных вопросов. А это создает поле для договоренностей и компромиссов. Вопрос состоит в том чтобы, каждая из сторон находила ту взаимно приемлемую меру уступчивости, которая обеспечивала бы поступательное и экономическое, и социальное развитие.
В России идеи и практика социального партнерства стали обретать свое значение с началом социального реформирования и переходом к рыночной экономике. Законодательное оформление социального партнерства происходит как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Целью социального партнерства является регулирование на основе договоренностей между социальными партнерами в рамках существующего законодательства важнейших вопросов социальной политики: совершенствование системы оплаты труда и социального обслуживания, обеспечение занятости, развитие системы подготовки кадров и повышение их квалификации, улучшение условий труда, усиление защиты трудовых прав работающих граждан.
В основе идеологии социального партнерства лежат следующие основные принципы, зафиксиро-
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g.. Rossiyskaya gazeta -2009,№7-29yanv.
2. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12. 2001 g. № 197-FZ (v redaktsii 5.04.2013).
3. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii «O professional'nykhsoyuzakh, ikh pravakh i garantiyakhdeyatel'nosti. M., 1996.
4. Konventsiya MOT o sodeystvii kollektivnym peregovoram, 1981 (№154).M., 1999.
5. Polozhenie o Rossiyskoy trekhstoronney komissii po regulirovaniyu sotsial'no-trudovykh otnosheniy. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.02.1992 g. № 108.
6. Federal'nyy zakon RF ot 01.05.1999 «O rossiyskoy trekhstoronney komissii po regulirovaniyu sotsial'no-trudovykh otnosheniy». M.: Profizdat, 1999.
7. Zakon goroda Moskvy «O sotsial'nom partnerstve». M., 1997.
8. Bashmakov V.I. Profsoyuzy v sisteme sotsial'nogo partnerstva. M.: ATiSO, 2003.
9. Bashmakov V. Profsoyuzy Rossii. Evolyutsiya i problemy sotsial'nogo instituta. LAP LAMBERT Academic Pab-lishing, 2012.
10. Gritsenko H.H. Sotsial'noe gosudarstvo: perspektivy stanovleniya i razvitiya. M., 2003.
11. Kiselev V.N., Smol'kov VT. Sotsial'noe partnerstvo v Rossii. M.: Ekonomika, 2002
12. Krest'yaninov A.N. Sotsial'naya napryazhennost': rol' profsoyuzov v ee regulirovanii. M.: Russkaya nov', 2003.
13. Profsoyuznoe prostranstvo sovremennoy Rossii / Pod red. V.Borisova, S.Klarka. M.: ISITO, 2001.
14. Semigin G.Yu. Sotsial'noe partnerstvo v sovremennom mire. M.: Mysl', 1996.
15. Speranskiy V.I., Yashchenko A.A. Globalizatsiya, profsoyuzy i TNK (na primere neftegazovogo kompleksa). M.: Russkaya nov', 2002.
16. Sotsial'noe partnerstvo. Slovar'-spravochnik. M.: ATiSO, 2005.