ИТАЛЬЯНСКИЕ УЧЕНЫЕ-ГУМАНИТАРИИ ― ЗА РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются некоторые аспекты деятельности итальянских социологов, экономистов, историков, философов, которые добиваются четкого разделения экономики и всех видов человеческого труда на две категории: рыночную, в которой главной целью является получение прибыли, и не рыночную, включающую такие жизненно важные для всех отрасли, как здравоохранение, образование, обеспечение водой и электроэнергией, в этих отраслях критерий прибыли признается неприемлемым, их коммерциализация -исключается как противозаконная. Наряду с концептуальным обоснованием такого подхода итальянские ученые -гуманитарии, используя современные информационные технологии, совместно с профессиональными ассоциациями разворачивают борьбу за сохранение традиционных промыслов и ремесел, считая, что культурное наследие, которое обязаны беречь общество и государство, включает наряду с римским Собором св. Петра и картинами флорентийской Галл ерей Уффици также тосканское вино кьянти, сыр пармезан и десятки других продуктов, изготавливаемых и ныне по традиционным рецептам. Традиционные продукты, а также различные изделия ремесленников пользуются высоким спросом итальянцев и иностранных туристов, обеспечивают занятость сотен тысяч людей, но производителям-ремесленникам нужна поддержка государства и помощь профессионалов медийной сферы.

Ключевые слова:
субсидиарность, общественное достояние
Текст

В борьбе за регулирование рыночной экономики, против приватизации и коммерциализации культуры, образования и здравоохранения итальянские социологи выступают совместно с профсоюзами и другими общественными организациями как христианской ориентации, так и социал-демократической. Это единство действий в борьбе с ультралибералами осуществляется по широкому спектру проблем на основе следующих принципиально важных понятий, которые определяют смысл и цели борьбы и обеспечивают широкий состав ее участников:

  • субсидиарность;
  • активное гражданство;
  • общественное достояние;
  • национальная идентичность.

Принцип субсидиарности, впервые сформулированный в энциклике папы Пия XI «Квадра-гезимо анно» (1931 г.), в 2001 г. был включен в Конституцию Итальянской Республики (ст. 118). В вышеупомянутой энциклике сказано, что «несправедливо передавать обществу более высокого уровня то, что могут сделать меньшие и нижестоящие общины». В Компендиуме социального учения Церкви (2004г.) принцип субсидиарности изложен следующим образом: «Все общества (т.е. общественные и государственные институты и учреждения. - Е.Н.) высшего порядка должны оказывать помощь (subsidium) обществам низшего порядка, то есть поддерживать, утверждать, развивать их... Субсидиарности, понимаемой в позитивном смысле как экономическая, институциональная, юридическая помощь, оказываемая меньшим (низшим по статусу. - Е.Н.) социальным образованиям, соответствует |ряд негативных требований, обязывающих Государство воздерживаться от того, что фактически ограничивает жизненное пространство меньших, базовых клеток общества. Их инициативу, свободу и ответственность нельзя упразднять.

Принципу субсидиарности противоречат излишняя централизация, бюрократизация, неоправданное и чрезмерное присутствие Государства и аппарата власти в жизни общества...

Осуществлению принципа субсидиарности соответствуют соблюдение и эффективное утверждение примата личности и семьи, высокая оценка компетентности промежуточных ассоциаций и организаций» (имеются в виду профессиональные объединения и общественные организации, занимающие - вместе с семьей -промежуточное положение между личностью и социумом. - Е.Н.)

 

В отличие от субсидиарности и общего блага, давно вошедших в обиход в среде ученых-гуманитариев и в СМИ, понятие «общественное достояние» стали широко употреблять в Италии лишь в последние 10-12 лет. Социолог Уго Мат-

Войти или Создать
* Забыли пароль?