Abstract and keywords
Abstract (English):
The article summarizes the views of Italian sociologists, economists, historians, and philosophers who take a position that economic and social life should be clearly separated into two distinct spheres: the market sphere, governed by the pursuit of profit, and the non-market one — encompassing health care, education and the provision of basic necessities such as water and electricity — where the profit criterion is inappropriate. For this reason, commercialization of the non-market sphere should be illegal. Italian social scholars have developed a conceptual framework for the above distinction and, in collaboration with professional associations, are using modern media to organize a broad-base campaign in support of traditional arts and crafts, including the making of wine, cheese, and dozens of other products according to traditional recipes. It is argued that traditional arts and crafts form an integral part of the cultural heritage and provide employment for thousands of people.

Keywords:
National heritage, civil activism, traditional ar
Text

В борьбе за регулирование рыночной экономики, против приватизации и коммерциализации культуры, образования и здравоохранения итальянские социологи выступают совместно с профсоюзами и другими общественными организациями как христианской ориентации, так и социал-демократической. Это единство действий в борьбе с ультралибералами осуществляется по широкому спектру проблем на основе следующих принципиально важных понятий, которые определяют смысл и цели борьбы и обеспечивают широкий состав ее участников:

  • субсидиарность;
  • активное гражданство;
  • общественное достояние;
  • национальная идентичность.

Принцип субсидиарности, впервые сформулированный в энциклике папы Пия XI «Квадра-гезимо анно» (1931 г.), в 2001 г. был включен в Конституцию Итальянской Республики (ст. 118). В вышеупомянутой энциклике сказано, что «несправедливо передавать обществу более высокого уровня то, что могут сделать меньшие и нижестоящие общины». В Компендиуме социального учения Церкви (2004г.) принцип субсидиарности изложен следующим образом: «Все общества (т.е. общественные и государственные институты и учреждения. - Е.Н.) высшего порядка должны оказывать помощь (subsidium) обществам низшего порядка, то есть поддерживать, утверждать, развивать их... Субсидиарности, понимаемой в позитивном смысле как экономическая, институциональная, юридическая помощь, оказываемая меньшим (низшим по статусу. - Е.Н.) социальным образованиям, соответствует |ряд негативных требований, обязывающих Государство воздерживаться от того, что фактически ограничивает жизненное пространство меньших, базовых клеток общества. Их инициативу, свободу и ответственность нельзя упразднять.

Принципу субсидиарности противоречат излишняя централизация, бюрократизация, неоправданное и чрезмерное присутствие Государства и аппарата власти в жизни общества...

Осуществлению принципа субсидиарности соответствуют соблюдение и эффективное утверждение примата личности и семьи, высокая оценка компетентности промежуточных ассоциаций и организаций» (имеются в виду профессиональные объединения и общественные организации, занимающие - вместе с семьей -промежуточное положение между личностью и социумом. - Е.Н.)

 

В отличие от субсидиарности и общего блага, давно вошедших в обиход в среде ученых-гуманитариев и в СМИ, понятие «общественное достояние» стали широко употреблять в Италии лишь в последние 10-12 лет. Социолог Уго Мат-

Login or Create
* Forgot password?