КУЛИНАРНЫЙ КОД КУЛЬТУРЫ В ДЕМОТИВАТОРАХ И СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изучению креолизованных текстов посвящено большое количество работ, в которых исследуется структура таких текстов, а также их воздействие на реципиента, выявляются вербальные особенности и визуальные характеристики. Цель. Основной целью данного исследования является изучение поликодового креолизованного текста демотиватора, визуально и / или вербально связанного с кулинарно-гастрономической тематикой, с точки зрения ценностного аспекта и актуализации тех или иных бытующих в современном мире аксиологических доминант. Методология, методы и методики. Материалом для исследования послужили демотиваторы, тематически связанные со сферой гастрономии. Основными методами исследования являются семантический, описательный, а также анализ и систематизация материала. Результаты. Особое внимание уделяется двум видам демотиваторов: демотиваторам весорефлексивного типа и таким, в которых маркируется социальный статус (группа рассматривается на примере образа студента). Выявлено, что в первом типе отражаются современные стереотипы о правильном питании, вредных и полезных продуктах, времени приема пищи. Во втором типе маркируются основные качества и черты студентов, а именно исследуются, как с помощью еды отображаются такие компоненты, как 1) бедность / достаток, 2) голод / сытость и связь с интеллектуальными способностями, 3) учеба / работа. Научная новизна. Новизна работы связана с определением ценностных свойств предметов быта на примере кулинарных / пищевых предпочтений субъекта коммуникации, а также бытующих современных стереотипов и аксиологических ориентиров в сфере питания и за рамками ее. Практическая значимость. Материалы и выводы данной работы могут быть использованы при разработке курсов по медиа- и интернет-коммуникации, лексикологии и активным процессам современного русского языка.

Ключевые слова:
демотиватор, полимодальный / креолизованный текст, вербальный компонент, невербальный компонент, кулинарно-гастрономический код, кулинарный демотиватор
Список литературы

1. Андреева Д. В. Прецедентные тексты в демотиваторах с кулинарной тематикой // Этнопедагогический ежегодник: сборник научных статей / Отв. редакторы С.Л. Михеева, О.А. Димитриева. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2022. С. 126-132.

2. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Академия, 2003. 128 с.

3. Бабина Л. В. Об особенностях демотиватора как полимодального текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. №2 (20). С. 28-33.

4. Байбурин А. К. Чудесное знание и чудесное рождение // ПOɅYTPOПON. К 70-летию Владимира Николаевича Топорова: сб. ст. М.: Индрик, 1998. С. 494 - 499.

5. Бугаева И. В. Демотиваторы как новый жанр в Интернет-коммуникации: жанровые признаки, функции, структура, стилистика // Стиль. - 2011. № 10. С. 147-158.

6. Вашунина И. В., Нистратов А. А., Тарасов Е. Ф. Некоторые корреляции образов языкового и неязыкового сознания // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2020. №50. С. 9-26. DOIhttps://doi.org/10.47388/2072-3490/lunn2020-50-2-9-26.

7. Гак В. Г. Пространство мысли (опыт систематизации слов ментального поля) // Логический анализ языка. Ментальные действия: сб. ст. М.: Наука, 1993. С. 22-29.

8. Гладкая Н. В. К вопросу о демотиваторах как неотъемлемой составляющей интернет-дискурса // Новые горизонты русистики. 2020. № 11. С. 14-20.

9. Димитриева О. А. Гастрокоммуникация в современном обществе: неологизмы русского языка // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. №1. С. 46-52. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-1-46-52.

10. Зарубина Н. Н. От дефицита к диете: повседневные практики питания в советских и постсоветских анекдотах // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 2(10). С. 130-148.

11. Ковшова М. Л. Лингвокультурологический метод во фразеологии: Коды культуры. Изд. 3-е. М.: Ленанд, 2016. 456 с.

12. Ковшова М. Л., Гудков Д. Б. Словарь лингвокультурологических терминов. 2-е изд. М.: Гнозис, 2018. 192 с.

13. Кондратьева О. Н. Метафора «пища душевная» в русской языковой картине мира (диахронический аспект) // Вестник Пермского государственного университета. Сер. Российская и зарубежная филология. 2011. № 2. С. 24-33.

14. Красных В. В. Культура, культурная память и лингвокультура: их основные функции и роль в культурной идентификации // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2012. №3. С. 67-74.

15. Леонтьева Т. В. Интеллект человека в русской языковой картине мира. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 280 с.

16. Лутовинова О. В. Демотиватор как вид сетевого творчества // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2016. Т. 15. № 3. С. 28-36. DOIhttps://doi.org/10.15688/jvolsu2.2016.3.3.

17. Нежура Е. А. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве Интернета // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2012. № 2 (12). С. 47-52.

18. Русская грамматика [Электронный ресурс]. Том 1. М.: Наука, 1980. 792 с. Режим доступа: http://rusgram.narod.ru/936-975.html.

19. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. А-Й. 702 с.

20. Юрина Е. А. Словарь пищевой метафоры. Словарь русской пищевой метафоры. Т. 1. Блюда и продукты питания / Под ред. Е.А. Юриной. Томск: ТГУ, 2015. 428 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?