Россия
Россия
Целью данной статьи является сравнительный анализ мировоззренческих концепций, связанных с российской национальной идентичностью и обоснование гипотезы о том, что умеренный консерватизм действительно оптимален в современных условиях не только для России, но и для других цивилизаций, для эффективной государственной политики и государственного управления, для защиты национальных интересов России. В статье использовались такие методы, как исторический, сравнительный и герменевтический. В работе предпринимаются попытки раскрытия конкретных свойств и методологических подходов российского умеренного консерватизма как мировоззренческой концепции современной России. Показано, что данная мировоззренческая концепция имеет давние исторические корни, как в России, так и за рубежом. Указывается, что современное состояние российского общества представляет собой вызов при разработке концепции умеренного консерватизма. Рассматривается, каким образом концепция умеренного консерватизма связана с задачами возрождения духовно-нравственных ценностей в массовом российском сознании, с воплощением в жизнь конституционных норм, с экономическими ценностями российского общества, а также с формированием мировоззренческого ДНК России и образа будущего России. Сделан вывод, что дальнейшее развитие концепции умеренного консерватизма необходимо для формирования гармонии между экономической эффективностью, модернизацией, развитием, творческой конкуренцией и социальной справедливостью, взаимопомощью, солидарностью российского общества, а также для формирования образа будущего и российской цивилизационной привлекательности.
умеренный консерватизм, мировоззрение, российская цивилизация, образ будущего, цивилизационный подход, ДНК России, российская цивилизационная привлекательность
1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М.: ИМА-пресс, 1990. - 285 с.
2. Гайда Ф.А. П.А. Столыпин: консерватор и проблемы модернизации// Вестник Московского университета.- Серия 8. История. - 2012.- № 5. - С. 79-107.
3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - Москва: Книга, 1991. 576 с.
4. Зильбер А.С., Луговой С.В. Консервативный либерализм И. Канта в свете либерального консерватизма Э. Бёрка // Философский журнал. - 2021. - Т. 14. № 3. - С. 50-64. - DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2021-14-3-50-64.
5. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство: сборник статей // Константин Леонтьев. - М.: АСТ : Хранитель, 2007 (Ульяновск : Ульяновский Дом печати). - С. 11-12.
6. Салмин А.М. Бёрк, Эдмунд // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2010.- С. 260.
7. Сидоренко С. В. Совершенствование законодательства о культуре: духовно-нравственные ценности и модель культуры умеренного консерватизма // Журнал института наследия. - 2021. - № 4(27). - С. 2-4.- DOI:https://doi.org/10.34685/HI.2021.21.27.006.
8. Скоробогатько А. В. «Серединная линия» в русской политической мысли// Человек. Культура. Образование. - 2017. - №1. - С. 56.
9. Столыпин П.А. Переписка. М.: Росспэн, 2004. 704 с.
10. Струве П.Б. Великая Россия //Струве П.Б. Избранные сочинения. - М.: Росспэн, 1999.- C. 189-198.
11. Тарасов К. Н. Проблема взаимосвязи власти и общества через процесс формирования политической элиты во взглядах умеренных консерваторов (Л. А. Тихомиров, И.А. Ильин, евразийцы) // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 376. - С. 114-120.
12. Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследования и апробации) //Журнал политических исследований. - 2022. - Т. 6. - № 3.- С. 9 -19. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19.
13. Gray J. Enlightenments’s Wake. Politics and Culture at the Close of the Modern Age. L.-N.Y., 1997, p. 119.