В данной статье автор постарался раскрыть и обосновать содержание политехнического принципа обучения и его использование на уроках технологии в основной общеобразовательной школе. Политехнический принцип обучения технологии в школе рассматривается в аспекте современных инновационных процессов в образовании. Акцент делается на формирование технологической грамотности обучающихся как условия и результата политехнического обучения. Раскрывается сущность политехнического принципа обучения через обучение ручному труду школьников. Экспериментальная часть работы показывает необходимость формирования технологической грамотности школьников как условия и результата политехнического обучения. Результаты эксперимента дают возможность проложить траекторию дальнейшего исследования в направлении изучения условий, необходимых для повышения уровня технологической грамотности учащихся.
политехнический принцип обучения, политехническое обучение, технологическая грамотность, обучение ручному труду.
Введение предмета «Технология» в 90-х гг. XX в. осуществлялось в острой полемике со сторонниками трудового обучения. Они, несмотря на ремесленный характер такого обучения, отстаивали свои консервативные теории, нередко основанные на технократическом подходе. Анализируя достоинства и недостатки трудового обучения, важно основываться на опыте производственного обучения и обучения ручному труду предыдущих поколений.
Именно этот опыт должен показать путь, ведущий к ответам на вопросы, которые встают сегодня перед педагогами-исследователями политехнического образования. Технологическая подготовка школьников должна опираться на политехнический принцип, что подчеркивали такие педагоги-исследователи, как П.Р. Атутов, Н.М. Скаткин, С.М. Шабалов, А.Г. Калашников и др. Область применения политехнического принципа обучения в современной школе очень широка.
Малоизученность проблемы организации политехнического обучения с учетом основ ручного труда на современном этапе делает актуальной данную работу.
Целью данной работы является демонстрация взаимосвязей принципа политехнического обучения и принципов ручного труда на уроках технологии. Рассмотрим на примере уроков технологии, каким должно быть политехническое обучение, его связь с ручным трудом в современной инновационной школе.
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
2. Етсуо Екояма, Котряхов Н.В. Ручной труд в образовательных учреждениях России // Педагогика. № 10. 2003.
3. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1966.
4. Кальней В.А., Матвеева Т.М., Мищенко Е.А., Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 21-26.
5. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1997.
6. Шишов С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе // Образование и наука. 2008. № 5. С. 33-44.