Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье затрагиваются проблемы формирования межкультурного диалога в среде образования и науки. Межкультурный диалог рассматривается как личный и общественный процесс. Определяются цели, задачи и формы диалогического сотрудничества с учетом лиминальности и сетевой среды.

Ключевые слова:
культура диалогичного общения, полиэтническая культурная среда, интеркультурная коммуникация, лиминальность, духовные, нравственные и эстетические запросы.
Текст

В мае 2007 г. Европейская комиссия предложила европейскую стратегию для сферы культуры, основанную на трех принципах: культурное разнообразие и межкультурный диалог, культура как катализатор творчества, культура как ключевой компонент международных связей. Белая книга по межкультурному диалогу Совета Европы определяет межкультурный диалог как открытый обмен мнениями на основе взаимоуважения между индивидуумами и группами различного этнического, культурного, религиозного и языкового происхождения. Понятие «межкультурный диалог» определяется как специфическая категория социально-гуманитарной сферы, обозначающая открытую адаптивную среду коммуникативной соотнесенности разных точек зрения, для которой характерно стремление к достижению консенсуса и взаимопонимания.

Социальная категория диалога, связанная с пониманием человеческих и социальных смыслов как важных показателей общей культуры общества, позволяет открывать серьезные перспективы исследования механизмов межкультурных взаимодействий, способствующих социокультурному развитию, соотнесенному с сохранением культурной преемственности отдельных народов.

Диалог можно рассматривать как краеугольную характеристику любого человека. Он открывает путь к новым идеям и помогает понять других людей и их систему ценностей и взглядов. В межкультурном контексте он способствует обмену мнений между представителями различных культур и развивает взаимоуважение и взаимопонимание. Осознание собственной идентичности – ключевая предпосылка диалога. Диалог – выражение собственной, а не противоположной идентичности.

Нужна свобода и возможность выражать свое мнение одновременно с желанием и возможностью выслушивать точки зрения других. Тогда межкультурный диалог – это личный и общественный процесс, происходящий между людьми, представляющими различные культуры. При этом изучаются другие подходы к жизни, отличные от собственного, обмен идеями, взглядами и точками зрения, которые не всегда легко понять или принять.

Список литературы

1. Астафьева О.Н. Коллективная идентичность в условиях глобальных изменений: динамика устойчивого и укоренение становящегося // Вопросы социальной теории: науч. альманах. 2011. Т. 5. Человек в изменяющемся мире: пределы идентичности. М., 2011. C. 223-241.

2. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология техники. Ежегодник. 1984-1985. М., 1986.

3. Кальней В.А., Матвеева Т.М., Мищенко Е.А., Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 21-26.

4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб., 1994.

5. Межуев В.М. Культура в контексте модернизации и глобализации // Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006. С. 363.

6. Фатхуллина А.Г. Роль межкультурного диалога молодежи в процессе творческой деятельности // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 236-238. НИР. Социально-гуманитарные исследования и технологии (№ 2(11), 2015). 68:3-6

7. Шишов С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе // Образование и наука. 2008. № 5. С. 33-44.

Войти или Создать
* Забыли пароль?