Abstract and keywords
Abstract (English):
The article touches upon the problem of intercultural dialogue formation in educational and scientific environment. Intercultural dialogue is considered as a personal and social process. Goals, objectives and forms of dialogical cooperation are defined regarding Liminality and network environment.

Keywords:
culture of dialogical communication, multi-ethnic cultural environment, intercultural communication, liminality, spiritual, moral and aesthetic needs.
Text

В мае 2007 г. Европейская комиссия предложила европейскую стратегию для сферы культуры, основанную на трех принципах: культурное разнообразие и межкультурный диалог, культура как катализатор творчества, культура как ключевой компонент международных связей. Белая книга по межкультурному диалогу Совета Европы определяет межкультурный диалог как открытый обмен мнениями на основе взаимоуважения между индивидуумами и группами различного этнического, культурного, религиозного и языкового происхождения. Понятие «межкультурный диалог» определяется как специфическая категория социально-гуманитарной сферы, обозначающая открытую адаптивную среду коммуникативной соотнесенности разных точек зрения, для которой характерно стремление к достижению консенсуса и взаимопонимания.

Социальная категория диалога, связанная с пониманием человеческих и социальных смыслов как важных показателей общей культуры общества, позволяет открывать серьезные перспективы исследования механизмов межкультурных взаимодействий, способствующих социокультурному развитию, соотнесенному с сохранением культурной преемственности отдельных народов.

Диалог можно рассматривать как краеугольную характеристику любого человека. Он открывает путь к новым идеям и помогает понять других людей и их систему ценностей и взглядов. В межкультурном контексте он способствует обмену мнений между представителями различных культур и развивает взаимоуважение и взаимопонимание. Осознание собственной идентичности – ключевая предпосылка диалога. Диалог – выражение собственной, а не противоположной идентичности.

Нужна свобода и возможность выражать свое мнение одновременно с желанием и возможностью выслушивать точки зрения других. Тогда межкультурный диалог – это личный и общественный процесс, происходящий между людьми, представляющими различные культуры. При этом изучаются другие подходы к жизни, отличные от собственного, обмен идеями, взглядами и точками зрения, которые не всегда легко понять или принять.

References

1. Astaf´eva O.N. Kollektivnaya identichnost´ v usloviyakh global´nykh izmeneniy: dinamika ustoychivogo i ukorenenie stanovyashchegosya [The collective identity in the context of global changes: the dynamics of sustainable and rooting becoming]. Voprosy sotsial´noy teorii: nauch. al´manakh [Questions of social theory: to learn. Almanac]. 2011. V. 5. Chelovek v izmenyayushchemsya mire: predely identichnosti [A man in a changing world: the limits of identity]. Moscow, 2011, pp. 223-241.

2. Bakhtin M.M. K filosofii postupka [By the philosophy of action]. Filosofiya i sotsiologiya tekhniki. Ezhegodnik [Philosophy and Sociology of technology. Yearbook.]. 1984-1985. Moscow, 1986.

3. Kal´ney V.A., Matveeva T.M., Mishchenko E.A., Shishov S.E. Struktura i soderzhanie proektnoy deyatel´nosti [The structure and content of the project activities and monitoring]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards in Education]. 2004, i. 4, pp. 21-26.

4. Lotman Yu.M. Besedy o russkoy kul´ture. Byt i traditsii russkogo dvoryanstva (XVIII - nachalo XIX veka) [Conversations about Russian culture. Life and traditions of the Russian nobility (XVIII - the beginning of XIX century)]. St. Petersburg, Iskusstvo-SPb. Publ., 1994.

5. Mezhuev V.M. Kul´tura v kontekste modernizatsii i globalizatsii [Culture in the context of modernization and globalization]. Mezhuev V.M. Ideya kul´tury. Ocherki po filosofii kul´tury [Mezhuev V.M. The idea of culture. Essays on the Philosophy of Culture]. Moscow, 2006, p. 363.

6. Fatkhullina A.G. Rol´ mezhkul´turnogo dialoga molodezhi v protsesse tvorcheskoy deyatel´nosti [The role of intercultural dialogue of young people in creative activities]. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, aprel´ 2012 g.) [Pedagogical skills: Proceedings of the international. scientific. Conf. (Moscow, April 2012)]. Moscow, Buki-Vedi Publ., 2012, pp. 236-238.

7. Shishov S.E. Kachestvo obrazovaniya kak ob"ekt monitoringa v informatsionnom obshchestve [The quality of education as the object monitoring the Information Society]. Obrazovanie i nauka [Education and science]. 2008, i. 5, pp. 33-44.

Login or Create
* Forgot password?