Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается проблема сенсорного воспитания младших школьников, обсуждаются пути развития чувственного познания как основы становления логического мышления и речи. Приводятся примеры упражнений, которые помогают использовать чувственные образы объектов при решении логических задач.
чувственное познание, восприятие, опыт общения с окружающим миром, развитие мышления и речи.
Сенсорный опыт и проблема познания
Поводом для написания статьи стало письмо, полученное редакцией журнала «Начальное образование»:
Дорогая редакция! Много читаю о необходимости развития логического мышления у младших школьников, использую для этого различные упражнения и задания. Но вот с какой проблемой столкнулась: у многих детей не развиты органы чувств, они в основном ориентируются только на зрение и слух, не могут определить вкус, запах, не владеют осязанием. И даже не используют зрение и слух, когда требуется решить логическую задачу, построенную на опыте чувственного восприятия. Что же делать? Заниматься развитием ощущений у школьников, при том что это одна из главных целей дошкольного воспитания?
Носкова Е.И., учитель начальных классов, г. Санкт-Петербург
Учитель в своем письме поднял актуальную проблему: действительно, изменение форм организации дошкольного обучения, излишнее увлечение вербальными методами ознакомления дошкольников с окружающим миром, раннее освоение компьютерных средств привело к резкому уменьшению у детей дошкольного возраста опыта непосредственного общения с природой, обществом, предметным миром.
Из практики работы дошкольных учреждений исчезают экскурсии, целевые прогулки, работа в уголках природы и на участке около детского сада. Семейный досуг также все чаще сводится к сидению перед телевизором или компьютером: так всем проще и спокойнее… В результате восприятие чувственного образа объектов окружающего мира находится у детей на низком уровне.
Имеет ли это негативные последствия, ведь многие современные дети уже с пяти лет читают, решают арифметические задачи, играют в шахматы?
Как отвечает на вопрос о чувственном познании философия и психология?
Восприятие в отличие от конкретных ощущений дает информацию об объекте в целом, раскрывает его многосторонность в совокупности всех видимых качеств. Процесс восприятия предполагает:
- обнаружение объекта;
- узнавание его отдельных свойств;
- их синтез.
В результате активно прослеживаемые свойства, связи и отношения складываются в общую картину и воспринимаемый предмет узнается в целом, становится понятным. Получается, что исходные знания о мире даны человеку, прежде всего, в чувственном познании. Приведем пример.
1. Андреев Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. - М.: Прометей, 1991.
2. Иванов С.В. Уроки русского языка в третьем классе. Сер.: Беседы с учителем. 3 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2005.
3. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей: практикум для психологов и логопедов. - М.: Гном-Пресс, 1999.
4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения /И.Г. Песталоцци. - В 2 т. - Т. 2. - М.: Просвещение, 1963.
5. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М.: Просвещение, 1991.
6. Тургенев И.С. Письма (1831-1849) // И.С. Тургенев. Полн. собр. соч. В 30 т.; изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Наука, 1982. Т. 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0600.shtml (дата обращения: 7.10.2013).
7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1968.