SENSORY COGNITION AS A BASIS FOR FOSTERING LOGICAL THINKING AND SPEECH HABITS AMONG PRIMARY SCHOOLCHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper focuses on issues pertinent to the sensory upbringing of primary schoolchildren. The ways to develop sensory cognition are discussed as the basis for formation of logical thinking and speech habits. The author presents some examples of exercises stimulating the use of sensory images of objects for solving logical tasks.

Keywords:
sensory cognition, perception, experience of interaction with the surrounding world, to foster thinking and speech habits.
Text

Сенсорный опыт и проблема познания

Поводом для написания статьи стало письмо, полученное редакцией журнала «Начальное образование»:

Дорогая редакция! Много читаю о необходимости развития логического мышления у младших школьников, использую для этого различные упражнения и задания. Но вот с какой проблемой столкнулась: у многих детей не развиты органы чувств, они в основном ориентируются только на зрение и слух, не могут определить вкус, запах, не владеют осязанием. И даже не используют зрение и слух, когда требуется решить логическую задачу, построенную на опыте чувственного восприятия. Что же делать? Заниматься развитием ощущений у школьников, при том что это одна из главных целей дошкольного воспитания?

Носкова Е.И., учитель начальных классов, г. Санкт-Петербург

Учитель в своем письме поднял актуальную проблему: действительно, изменение форм организации дошкольного обучения, излишнее увлечение вербальными методами ознакомления дошкольников с окружающим миром, раннее освоение компьютерных средств привело к резкому уменьшению у детей дошкольного возраста опыта непосредственного общения с природой, обществом, предметным миром.

Из практики работы дошкольных учреждений исчезают экскурсии, целевые прогулки, работа в уголках природы и на участке около детского сада. Семейный досуг также все чаще сводится к сидению перед телевизором или компьютером: так всем проще и спокойнее… В результате восприятие чувственного образа объектов окружающего мира находится у детей на низком уровне.

Имеет ли это негативные последствия, ведь многие современные дети уже с пяти лет читают, решают арифметические задачи, играют в шахматы?

Как отвечает на вопрос о чувственном познании философия и психология?

Восприятие в отличие от конкретных ощущений дает информацию об объекте в целом, раскрывает его многосторонность в совокупности всех видимых качеств. Процесс восприятия предполагает:

  • обнаружение объекта;
  • узнавание его отдельных свойств;
  • их синтез.

В результате активно прослеживаемые свойства, связи и отношения складываются в общую картину и воспринимаемый предмет узнается в целом, становится понятным. Получается, что исходные знания о мире даны человеку, прежде всего, в чувственном познании. Приведем пример.

References

1. Andreev D.L. Roza mira. Metafilosofiya istorii. - M.: Prometey, 1991.

2. Ivanov S.V. Uroki russkogo yazyka v tret'em klasse. Ser.: Besedy s uchitelem. 3 kl. obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. - M.: Ventana-Graf, 2005.

3. Konovalenko S.V. Razvitie poznavatel'noy deyatel'nosti u detey: praktikum dlya psikhologov i logopedov. - M.: Gnom-Press, 1999.

4. Pestalotstsi I.G. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya /I.G. Pestalotstsi. - V 2 t. - T. 2. - M.: Prosveshchenie, 1963.

5. Subbotskiy E.V. Rebenok otkryvaet mir. - M.: Prosveshchenie, 1991.

6. Turgenev I.S. Pis'ma (1831-1849). I.S. Turgenev. Poln. sobr. soch. V 30 t.; izd. 2-e, ispr. i dop. - M.: Nauka, 1982. T. 1 [Elektronnyy resurs]. - URL: http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0600.shtml (data obrashcheniya: 7.10.2013).

7. Ushinskiy K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. - M.: Prosveshchenie, 1968.

Login or Create
* Forgot password?