Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
В работе рассмотрены методологические подходы к планированию и прогнозированию платежей за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации. По результатам научных исследований установлено, что используемый в настоящее время подход планирования поступления доходов в бюджет государства основывается на использовании достигнутого уровня поступивших лесных платежей за трехлетний ретроспективный период и его индексации на плановые значения индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны. Отмечается, что данный подход может быть применим для планирования будущих поступлений лесных платежей на краткосрочную перспективу: на 1 – 3 года планирования. При этом для среднесрочного и долгосрочного прогнозирования (3-10 лет) требуется более детальный подход, учитывающий договорные обязательства лиц, использующих леса, долгосрочного характера. Кроме того предлагается при прогнозе поступлений лесного дохода в бюджетную систему Российской Федерации использовать корректирующий коэффициент рисков расторжения договоров. Предложенный подход позволит повысить качество и точность среднесрочного и долгосрочного прогнозирования лесного дохода.
платежи за использование лесов, лесной доход, бюджетная система Российской Федерации, планирование, прогнозирование
Введение
Вопросы доходности лесного хозяйства, начиная со времен плановой экономики, всегда являлись одними из ключевых факторов планирования лесохозяйственной деятельности [1].
Лесной кодекс Российской Федерации в новой редакции 2007 года определил источники формирования доходов лесного хозяйства [2]. Основным видом поступлений в бюджеты разного уровня и соответственно доходов являются платежи за использование лесов, в том числе по договорам аренды [3]. Наиболее доходным с позиции поступлений платежей и распространенным видом использования лесов была, и остается заготовка древесины [4.
В тройку ведущих с позиции поступлений платежей за использование лесов в бюджеты разного уровня относятся рекреационная деятельность, недропользование, строительство и эксплуатация линейных объектов.
В основе формирования таких платежей лежит механизм регулирования деятельности лесопользователей на основе устанавливаемых минимальных размеров арендной платы. В свою очередь минимальный размер арендной платы определяется на основе ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Следует отметить, что с переходом на рыночные отношения и развитием института аренды лесных участков в лесном хозяйстве были пересмотрены ставки платы за использование лесов. Размер поступлений платежей от использования лесов в бюджеты разного уровня напрямую зависят от размера ставок платы за использование лесных ресурсов.
В целях повышения экономической эффективности лесного хозяйства и совершенствования механизма лесопользования и платы за лесные ресурсы усовершенствуются его ключевые инструменты: ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, коэффициенты индексации к ставкам платы.
Положения Лесного кодекса Российской Федерации создали необходимые условия предпринимательской деятельности в лесном хозяйстве, законодательно закрепив инструмент проведения прогрессивной экономической политики в сфере лесных отношений, децентрализации системы управления лесами, создания открытой рыночной конкурентной среды в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Существующий в настоящее время подход к установлению платежей реализует принцип платности природопользования, стимулируя развитие предпринимательства в лесном хозяйстве и является одним из экономических методов управления использованием лесных ресурсов.
1. Рафаилов М.К. Роль ценовой политики в государственном стратегическом планировании лесного сектора экономики России//Лесохозяйственная информация. 2014. № 3. С. 22-3.
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 200-ФЗ/
3. Morkovina S. Priorities of diversification in forest complex/ Morkovina S., Drapalyuk M., Sibiryatkina I., Torzhkov I.// В сборнике: Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017 - Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth. 2017. С. 2856-2862.
4. Морковина С.С. Совершенствование инструментария анализа организации лесного хозяйства /Морковина С.С., Зиновьева И.С., Денисова Ю.Г. // Экономический анализ: теория и практика. 2012. №40.
5. Рафаилов М.К. Нулевая стоимость лесного ресурса/Рафаилов М.К., Морковин В.А.// Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2020. Т. 8. № 4 (51). С. 149-157.
6. Rafailov M.K. Project management in the forestry complex of Russia/Ivanova A.V., Rafailov M.K., Sibiryatkina A.V., Matveev S.M.//В сборнике: Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference (IBIMA). 2018. С. 3771-3777.
7. Shanin I.I. Modelling of technological solutions implementation processes at forest industry enterprises with system analysis elements/ Shanin I.I.// В сборнике: Journal of Physics: Conference Series. 2020 International Conference on Information Technology in Business and Industry, ITBI 2020. BRISTOL, ENGLAND, 2020. С. 012190.
8. Пименова Т. В. Среднесрочное планирование в лесном хозяйстве // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/srednesrochnoe-planirovanie-v-lesnom-hozyaystve (дата обращения: 25.02.2023).
9. Новикова А.В. Оценка системы планирования в лесном хозяйстве/ Новикова А.В., Моисеева Е.Е. // Актуальные проблемы лесного комплекса. 2016. №45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sistemy-planirovaniya-v-lesnom-hozyaystve (дата обращения: 25.02.2023).
10. 10 Pryadilina N.Strategic planning as a tool of sustainable forest management/ Pryadilina N., Lobovikov M., Necheukhina N.// В сборнике: 14th International Scientific Conference WoodEMA 2021 - The Response of the Forest-Based Sector to Changes in the Global Economy, Proceedings. 14. 2021. С. 75-81..
11. Lobovikov M. Economic priorities of the strategic planning of forest sector in the russian federation// Lobovikov M., Pryadilina N. В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 5, Policy, Industry, Science and Education. Сер. "V Pan-Russian Scientific - Technical Conference - Webinar "Forests of Russia: Policy, Industry, Science and Education"" 2020. С. 012046.
12. Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»;
13. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ;
14. Приказ Рослесхоза от 06.04.2021 № 303 «Об утверждении методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 07.04.2020 № 400».