Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper considers methodological approaches to planning and forecasting payments for the use of forests in the budget system of the Russian Federation. According to the results of scientific research, it has been established that the currently used approach to planning income receipts to the state budget is based on the use of the achieved level of received forest payments for a three-year retrospective period and its indexation to the planned values of the consumer price index in accordance with the forecast of socio-economic development of the country. It is noted that this approach can be applied to planning future receipts of forest payments in the short term: for 1-3 years of planning. At the same time, for medium- and long-term forecasting (3-10 years), a more detailed approach is required, taking into account the contractual obligations of persons using forests of a long-term nature. In addition, it is proposed to use a corrective risk factor for termination of contracts when forecasting forest revenue receipts to the budget system of the Russian Federation. The proposed approach will improve the quality and accuracy of medium- and long-term forecasting of forest income.

Keywords:
payments for the use of forests, forest income, the budget system of the Russian Federation, planning, forecasting
Text

Введение

Вопросы доходности лесного хозяйства, начиная со времен плановой экономики, всегда являлись одними из ключевых факторов планирования лесохозяйственной деятельности [1].

Лесной кодекс Российской Федерации в новой редакции 2007 года  определил источники формирования доходов лесного хозяйства [2].  Основным видом поступлений в бюджеты разного уровня и соответственно доходов являются платежи за использование лесов, в том числе по договорам аренды [3]. Наиболее доходным с позиции поступлений платежей  и распространенным видом использования лесов была, и остается  заготовка древесины [4.

В тройку ведущих с позиции поступлений платежей за использование лесов в бюджеты разного уровня относятся рекреационная деятельность, недропользование, строительство и эксплуатация линейных объектов.

В основе формирования таких платежей лежит  механизм регулирования деятельности  лесопользователей  на основе устанавливаемых  минимальных размеров арендной платы. В свою очередь  минимальный размер арендной платы определяется на основе ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Следует отметить, что с переходом на рыночные отношения и развитием института аренды  лесных участков в лесном хозяйстве были пересмотрены ставки платы за использование лесов. Размер поступлений платежей от использования лесов в бюджеты разного уровня  напрямую зависят от размера ставок платы за использование лесных ресурсов.

В целях повышения экономической эффективности лесного хозяйства и совершенствования механизма лесопользования и  платы за лесные ресурсы усовершенствуются его ключевые инструменты: ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, коэффициенты индексации к ставкам платы.

Положения Лесного кодекса Российской Федерации создали необходимые условия предпринимательской деятельности в лесном хозяйстве, законодательно закрепив инструмент проведения прогрессивной экономической политики в сфере лесных отношений, децентрализации системы управления лесами, создания открытой рыночной конкурентной среды в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Существующий  в настоящее время  подход к установлению платежей реализует принцип платности природопользования, стимулируя развитие предпринимательства в лесном хозяйстве  и является одним из экономических методов управления использованием лесных ресурсов.

References

1. Rafailov M.K. Rol' cenovoy politiki v gosudarstvennom strategicheskom planirovanii lesnogo sektora ekonomiki Rossii//Lesohozyaystvennaya informaciya. 2014. № 3. S. 22-3.

2. Lesnoy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 26 dekabrya 2006 g. № 200-FZ/

3. Morkovina S. Priorities of diversification in forest complex/ Morkovina S., Drapalyuk M., Sibiryatkina I., Torzhkov I.// V sbornike: Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017 - Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth. 2017. S. 2856-2862.

4. Morkovina S.S. Sovershenstvovanie instrumentariya analiza organizacii lesnogo hozyaystva /Morkovina S.S., Zinov'eva I.S., Denisova Yu.G. // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2012. №40.

5. Rafailov M.K. Nulevaya stoimost' lesnogo resursa/Rafailov M.K., Morkovin V.A.// Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. 2020. T. 8. № 4 (51). S. 149-157.

6. Rafailov M.K. Project management in the forestry complex of Russia/Ivanova A.V., Rafailov M.K., Sibiryatkina A.V., Matveev S.M.//V sbornike: Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference (IBIMA). 2018. S. 3771-3777.

7. Shanin I.I. Modelling of technological solutions implementation processes at forest industry enterprises with system analysis elements/ Shanin I.I.// V sbornike: Journal of Physics: Conference Series. 2020 International Conference on Information Technology in Business and Industry, ITBI 2020. BRISTOL, ENGLAND, 2020. S. 012190.

8. Pimenova T. V. Srednesrochnoe planirovanie v lesnom hozyaystve // Vestnik MGUL - Lesnoy vestnik. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/srednesrochnoe-planirovanie-v-lesnom-hozyaystve (data obrascheniya: 25.02.2023).

9. Novikova A.V. Ocenka sistemy planirovaniya v lesnom hozyaystve/ Novikova A.V., Moiseeva E.E. // Aktual'nye problemy lesnogo kompleksa. 2016. №45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sistemy-planirovaniya-v-lesnom-hozyaystve (data obrascheniya: 25.02.2023).

10. 10 Pryadilina N.Strategic planning as a tool of sustainable forest management/ Pryadilina N., Lobovikov M., Necheukhina N.// V sbornike: 14th International Scientific Conference WoodEMA 2021 - The Response of the Forest-Based Sector to Changes in the Global Economy, Proceedings. 14. 2021. S. 75-81..

11. Lobovikov M. Economic priorities of the strategic planning of forest sector in the russian federation// Lobovikov M., Pryadilina N. V sbornike: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 5, Policy, Industry, Science and Education. Ser. "V Pan-Russian Scientific - Technical Conference - Webinar "Forests of Russia: Policy, Industry, Science and Education"" 2020. S. 012046.

12. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.05.2007 №310 «O stavkah platy za edinicu ob'ema lesnyh resursov i stavkah platy za edinicu ploschadi lesnogo uchastka, nahodyaschegosya v federal'noy sobstvennosti»;

13. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ;

14. Prikaz Rosleshoza ot 06.04.2021 № 303 «Ob utverzhdenii metodiki prognozirovaniya postupleniy dohodov v byudzhety byudzhetnoy sistemy Rossiyskoy Federacii i o priznanii utrativshim silu prikaza Federal'nogo agentstva lesnogo hozyaystva ot 07.04.2020 № 400».


Login or Create
* Forgot password?