В свете современных реалий любой компании, которая хочет оставаться конкурентоспособной, необходимо избавиться от стереотипного видения ежедневных процессов и традиционного ведения бизнеса. Важно найти новые нестандартные, эффективные решения и грамотно их внедрить. На основе актуальных научных подходов определены внешние и внутренние факторы, которые всегда влияют на инновационную активность предприятия. Разработана модель анализа деятельности компании, включающая элементы 2С-системы (самоорганизующиеся, саморазвивающиеся системы) — лидерство, мотивация, обучение, структура и культура организации, а также связанные с ними ключевые факторы успеха. Представлены результаты исследования, проведенного авторами в группе компаний по основным ключевым факторам успеха; описано текущее положение дел по каждому параметру и даны связанные с ними рекомендации.
конкурентоспособность, ключевые факторы успеха, клиентоориентированность, инновационность, адаптируемость, обучаемость.
Введение
Основой конкурентоспособности любого государства является сильное, эффективное производство, в основе которого лежат инновационные технологии, как технологические, так и организационно-управленческие. В настоящее время доля инновационной продукции в общем объеме производимой в России промышленной продукции составляет всего 4,9%, в развитых же странах этот показатель превышает 11–17 % [2]. Сегодня правительством РФ поставлена задача внедрения в стране комплексной системы инновационной экономики на основе разработки собственных технологий. Решение общегосударственных проблем начинается с решения локальных, частных проблем конкретных предприятий, среди которых особое значение приобретают вопросы обеспечения их устойчивой конкурентоспособности для инновационного развития.
В связи с этим важной практической задачей является определение факторов, условий и механизмов, содействующих инновационному развитию предприятия, диагностика их состояния, выявление слабых мест в системе управления, а также разработка решений, обеспечивающих усиление факторов успеха за счет внутренних ресурсов организации. Основываясь на этом положении, мы разработали модель анализа ключевых факторов успеха в компании, ориентированной на инновационное развитие. Эта модель была примене на в исследовании производственной группы компаний, результаты которого представлены ниже.
1. Акатов Н.Б. Инициирование организационного саморазвития // Вестник Пермского университета. 2012. № 2. С. 118-123.
2. Басангова К.М. Анализ региональных возможностей для привлечения инвестиций // Проблемы современной экономики. 2010. № 1. С. 315-318.
3. Комаров С. В., Молодчик А.В., Пустовойт К.С. На рубеже изменения парадигмы менеджмента: саморазвивающиеся, самоорганизующиеся системы // Журнал экономической теории. 2012. № 3. С. 132-142.
4. Крутова А.В., Молодчик М.А., Пустовойт К.С. Методические вопросы оценки процессов саморазвития организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. № 4. С. 160-169.
5. Лузин А.Е. Ключевые концепции современного менеджмента: словарь управленческого революционера. М: Альпина Бизнес-Букс, 2007.
6. Молодчик А.В., Молодчик Н.А. Механизмы построения человекоориентированной организации // Журнал экономической теории. 2009. № 1. С. 179-186.
7. Молодчик М.А. Персонал как фактор инновационного поведения промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 4. С. 33-41.
8. Невская Л.В. Современные подходы к формированию инновационного персонала предприятий // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 2. С. 312-315.
9. Эсаулова И.А. Мотивационный механизм саморазвития сотрудников как фактор инновационного развития организации // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2014. № 1 (19). С. 68-71.
10. Crant M.J. Proactive behavior in organizations // Journal of Management. 2000. Vol. 26, I. 3, pp. 435-462.