Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современная теория и практика управления факультетом и кафедрой имеют большое значение для подготовки высококвалифицированных кадров и приобретают большое значение для растущей экономики России. Это связано со становлением и углублением рыночных отношений, а также с расширением масштабов интеграции в мировую экономику. Поэтому совершенствование управленческой деятельности и факультета, и кафедры — насущная проблема любого вуза. При этом в своей работе как декан, так и заведующий кафедрой обязаны руководствоваться известными должностными инструкциями, которые определяют направление их деятельности. Управление факультетом и кафедрой состоит в целенаправленном воздействии как на весь коллектив факультета или кафедры, так и на отдельных их членов (преподавателей), представляя собой совокупность процессов по организации взаимодействия между руководителями и подчиненными. Субъектом управления как факультета, так и кафедры является руководитель, единоначальник, полностью отвечающий перед звеньями вышестоящих уровней управления за деятельность вверенной ему системы. Объектом управления является организационная система в целом факультета или кафедры, управление которыми осуществляется посредством управления людьми. Такие совокупности людей имеют ряд устойчивых признаков и характерных особенностей процессов управления. Некоторые особенности управления факультетом или кафедрой предлагается рассмотреть исходя из опыта практической работы.

Ключевые слова:
декан, заведующий кафедрой, преподаватель, качество образования, специалист.
Текст

Введение

Управление факультетом и кафедрой по направлениям подготовки, связанным с информационными системами и технологиями, — достаточно сложная задача. Это предполагает от соответствующих руководителей не только глубоких знаний в предметной области, но также умение в подборе и расстановке преподавательского состава и способностей как руководителя.

Основное направление деятельности декана и заведующего кафедрой регламентируется известными должностными инструкциями [1]. При этом полного учебника, охватывающего все стороны деятельности декана или заведующего кафедрой, — нет, есть только учебник по управлению кафедрой С.Д. Резника [2]. Он содержит самые общие описания характеристики личности заведующего кафедрой и его деятельности, при этом некоторые вопросы, несомненно имеющие значение для управления, не отражены. Нельзя не согласиться со словами экс-министра образования РФ В.М. Филиппова: «К сожалению, действенная внутривузовская система формирования, обучения и развития управленческого персонала в большинстве вузов до настоящего времени не создана. В результате этого многие вновь избранные деканы и заведующие кафедрами крайне медленно, используя лишь собственный опыт, повышают квалификацию. Нередко сами тормозят реформирование и развитие высшей школы» [2, с. 4]. К удивлению многих и деканов, и заведующих кафедрами рекомендации по совершенствованию их труда до очевидности просты, но оказывается, что их внедрение требует перестройки многого первичного, многолетнего.

Список литературы

1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования». Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11. 01.2011 г. № 1нг // Российская газета. 19 янв. 2015.

2. Резник С.Д. Управление кафедрой: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. 635 с.

3. Белый В.М., Белый Р.В. Эффективность информационных систем и информационных технологий [Текст]: Учебник, Ярославль: ООО ПФК «СОЮЗ-ПРЕСС», 2013. 320 с.

4. Белый В.М., Зиновьев В.Н., Маренникова И.В. Информационный менеджмент, [Текст]: Учебник. Ярославль: ООО ПФК «СОЮЗ-ПРЕСС», 2013. 423 с.

5. Кадровый потенциал системы образования Российской Федерации: 1991-2001 гг. Статистический сборник. М.: Институт управления образованием РАО; Центр инноваций в инженерном образовании МАДИ (ГТУ), 2003. 67 с.

6. Кликунов Н.Д., Шаповалов В.Л. Роль децентрализации, контроллинга и аутсорсинга в эффективном управлении вузом // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2 (31). С. 35-42.

7. Владимиров В. Организационная структура Российских вузов // Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 5-11.

8. htth://2balla.ru/referats/preview/41311.

9. htth://5ballov.ru/referats/preview/41353.

10. htth://5ballov.ru/referats/preview/41564.

11. http:vasilievaa.narod.ru/ptpu/18_5_97.html

12. http://www.delod.odessa.net/book/idl13_14.zip

Войти или Создать
* Забыли пароль?