КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» НА РЫНКЕ ТРУДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается одна из дискуссионных проблем — конкурентоспособность выпускников вузов. Это относительно новая проблема появилась при распространении рыночных отношений на деятельность высшей школы. Однако представление о том, на чем основана конкурентоспособность выпускников вузов, до сих пор остается поверхностным и зачастую односторонним. Предлагаемая статья поможет разобраться в том, из чего складывается и как оценивается конкурентоспособность выпускников вузов, каков реальный уровень конкурентоспособности выпускаемых специалистов по специальности «Управление персоналом» и какие резервы его повышения существуют.

Ключевые слова:
конкурентоспособность выпускника вуза; составляющие конкурентоспособности выпускника вуза; компетенции выпускника вуза; оценка уровня конкурентоспособности выпускника вуза; рынок труда; специальность «Управление персоналом».
Текст

Конкурентоспособность выпускника вуза, как и любая способность, имеет различную силу, уровень, т.е. количественную характеристику, показывающую, в какой мере развита данная способность у одного человека по сравнению с другими. От чего зависит данная способность и каким образом она проявляется, интересует практически всех субъектов рынка труда — и высшие учебные заведения, и их выпускников, и, конечно же, работодателей. При этом каждый субъект рынка труда с учетом своих интересов и потребностей вкладывает разный смысл в понятие конкурентоспособности выпускников вузов, но в одном их мнения схожи — индикатором конкурентоспособности выпускников вузов является качественное трудоустройство при выходе на рынок труда.

Вопрос качественного трудоустройства все больше волнует не только родителей, но и самих абитуриентов при выборе вуза и направления профессиональной подготовки. При этом ни для кого не секрет, что для подготовки востребованного на рынке труда молодого специалиста необходимо учитывать требования работодателей профильного сегмента рынка труда, а также интегрировать в процесс обучения современные инструменты и технологии, успешно применяемые на практике [3].

Чтобы разобраться, какие выпускники российских вузов востребованы работодателями в HR-сегменте на рынке труда, от чего зависит формирование конкурентоспособности выпускников вузов и как она проявляется, автор провел серию исследований, в которой приняли участие работодатели в лице кадровых служб компаний, кадровые агентства, преподаватели вузов и сами выпускники [1, 2].

Понятие конкурентоспособности выпускников вузов

Понятие «конкурентоспособность выпускников вузов» весьма дискуссионное. Представители академического сообщества и практики по-разному трактуют данную категорию, подвергая ее как качественной, так и количественной оценке. Анализ различных подходов к рассмотрению конкурентоспособности выпускников вузов позволил объединить их в несколько направлений, индикативно оценивающих конкурентоспособность: конкурентоспособность выпускника вуза; качество полученного образования; совокупность личностных характеристик. 

Указанные подходы, безусловно, отражают специфику конкурентоспособности выпускников вузов, однако комплексно не раскрывают ее сущность. К решению этой задачи автор подошел после изучения сущности конкурентоспособности личности и конкурентоспособности работника. Это позволило выделить основные составляющие конкурентоспособности выпускника вуза, а также содержательное наполнение каждой составляющей (рис. 1).

Сущность конкурентоспособности выпускников вузов раскрывается в неразрывном единстве четырех составляющих: мотивационной, квалификационной, личностной и деловой [1].

Мотивационная составляющая выступает системообразующей по отношению к остальным составляющим конкурентоспособности. С одной стороны, она играет роль некоего пускового механизма, определяющего, какие способности и качества необходимо развивать, а с другой — связана с системой целей, ценностей, норм, относящихся, в том числе и к трудовой деятельности.

Квалификационная составляющая среди прочих составляющих конкурентоспособности выпускника вуза занимает центральное место. Она напрямую связана с профессиональной трудовой деятельностью и косвенным образом находит отражение в содержании других составляющих конкурентоспособности. В содержание квалификационной составляющей входят профессиональные знания, умения и навыки, а также средства и способы осуществления профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Дмитриева Ю.А. Конкурентоспособный выпускник вуза с позиции работодателя // Кадровый менеджмент. - 2010. - № 2. - С. 67-75.

2. Дмитриева Ю.А. Методика оценки уровня конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда (на примере специальности «Управление персоналом») // Вестник университета / Государственный университет управления. - 2009. - № 235. - С. 240-245.

3. Кибанов А.Я. «Управление персоналом» - новое образовательное направление // Кадровик: Кадровый менеджмент. - 2011. - № 9. - С. 3-8.

4. Кибанов А.Я., Дмитриева Ю.А. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2011.

5. Гагаринская Г.П., Гарикин В.П., Живицкая Е.Н. и др. Компетентностный подход: пути реализации: Монография. Самара: Универс групп, 2008.

6. Разумова Т.О. Выпускники вузов на рынке труда России: монография. - М.: Экон. факультет МГУ: ТЕИС, 2007.

Войти или Создать
* Забыли пароль?