COMPETITIVENESS OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS’ GRADUATES IN PERSONNEL MANAGEMENT SPECIALTY ON THE LABOR MARKE
Abstract and keywords
Abstract (English):
One of debatable problems − competitiveness of higher education institutions’ graduates is considered in this article. It is rather new problem has appeared at penetration of market relations into higher school life. However the idea of what is the basis for competitiveness of higher education institutions’ graduates still remains superficial and often unilateral. Offered article will help to understand what the competitiveness consists of and how it is estimated, what is the real level of competitiveness that have personnel management specialty graduates and what reserves of its increasing exist.

Keywords:
competitiveness of higher education institution graduate, competitiveness components of higher education institution graduate, competences of higher education institution graduate, assessment of higher education institution graduate competitiveness level, labor market, personnel management specialty.
Text

Конкурентоспособность выпускника вуза, как и любая способность, имеет различную силу, уровень, т.е. количественную характеристику, показывающую, в какой мере развита данная способность у одного человека по сравнению с другими. От чего зависит данная способность и каким образом она проявляется, интересует практически всех субъектов рынка труда — и высшие учебные заведения, и их выпускников, и, конечно же, работодателей. При этом каждый субъект рынка труда с учетом своих интересов и потребностей вкладывает разный смысл в понятие конкурентоспособности выпускников вузов, но в одном их мнения схожи — индикатором конкурентоспособности выпускников вузов является качественное трудоустройство при выходе на рынок труда.

Вопрос качественного трудоустройства все больше волнует не только родителей, но и самих абитуриентов при выборе вуза и направления профессиональной подготовки. При этом ни для кого не секрет, что для подготовки востребованного на рынке труда молодого специалиста необходимо учитывать требования работодателей профильного сегмента рынка труда, а также интегрировать в процесс обучения современные инструменты и технологии, успешно применяемые на практике [3].

Чтобы разобраться, какие выпускники российских вузов востребованы работодателями в HR-сегменте на рынке труда, от чего зависит формирование конкурентоспособности выпускников вузов и как она проявляется, автор провел серию исследований, в которой приняли участие работодатели в лице кадровых служб компаний, кадровые агентства, преподаватели вузов и сами выпускники [1, 2].

Понятие конкурентоспособности выпускников вузов

Понятие «конкурентоспособность выпускников вузов» весьма дискуссионное. Представители академического сообщества и практики по-разному трактуют данную категорию, подвергая ее как качественной, так и количественной оценке. Анализ различных подходов к рассмотрению конкурентоспособности выпускников вузов позволил объединить их в несколько направлений, индикативно оценивающих конкурентоспособность: конкурентоспособность выпускника вуза; качество полученного образования; совокупность личностных характеристик. 

Указанные подходы, безусловно, отражают специфику конкурентоспособности выпускников вузов, однако комплексно не раскрывают ее сущность. К решению этой задачи автор подошел после изучения сущности конкурентоспособности личности и конкурентоспособности работника. Это позволило выделить основные составляющие конкурентоспособности выпускника вуза, а также содержательное наполнение каждой составляющей (рис. 1).

Сущность конкурентоспособности выпускников вузов раскрывается в неразрывном единстве четырех составляющих: мотивационной, квалификационной, личностной и деловой [1].

Мотивационная составляющая выступает системообразующей по отношению к остальным составляющим конкурентоспособности. С одной стороны, она играет роль некоего пускового механизма, определяющего, какие способности и качества необходимо развивать, а с другой — связана с системой целей, ценностей, норм, относящихся, в том числе и к трудовой деятельности.

Квалификационная составляющая среди прочих составляющих конкурентоспособности выпускника вуза занимает центральное место. Она напрямую связана с профессиональной трудовой деятельностью и косвенным образом находит отражение в содержании других составляющих конкурентоспособности. В содержание квалификационной составляющей входят профессиональные знания, умения и навыки, а также средства и способы осуществления профессиональной деятельности.

References

1. Dmitrieva Yu.A. Konkurentosposobnyy vypusknik vuza s pozitsii rabotodatelya. Kadrovyy menedzhment. - 2010. - № 2. - S. 67-75.

2. Dmitrieva Yu.A. Metodika otsenki urovnya konkurentosposobnosti vypusknikov vuzov na rynke truda (na primere spetsial'nosti «Upravlenie personalom»). Vestnik universiteta / Gosudarstvennyy universitet upravleniya. - 2009. - № 235. - S. 240-245.

3. Kibanov A.Ya. «Upravlenie personalom» - novoe obrazovatel'noe napravlenie. Kadrovik: Kadrovyy menedzhment. - 2011. - № 9. - S. 3-8.

4. Kibanov A.Ya., Dmitrieva Yu.A. Upravlenie personalom: konkurentosposobnost' vypusknikov vuzov na rynke truda: Monografiya. - M.: INFRA-M, 2011.

5. Gagarinskaya G.P., Garikin V.P., Zhivitskaya E.N. i dr. Kompetentnostnyy podkhod: puti realizatsii: Monografiya. Samara: Univers grupp, 2008.

6. Razumova T.O. Vypuskniki vuzov na rynke truda Rossii: monografiya. - M.: Ekon. fakul'tet MGU: TEIS, 2007.

Login or Create
* Forgot password?