Москва, Россия
В статье рассматриваются актуальные проблемы разработки методологической базы для управления инновационными проектами, состоящие в отсутствии систематизированных подходов к данному процессу. На основе анализа трудов ученых в смежных областях — управлении проектами и управлении инновациями — автором показано влияние типов инноваций на объект управления в инновационном проекте, инструменты управления; выявлены особенности применения проектных методов исходя из специфики инновационного проекта; рассмотрены необходимость и направления исследования среды инновационного проекта — «экосистемы».
инновации, инновационный проект, управление инновационными проектами, «экосистема» инновационного проекта, стандарты управления проектами.
Постановка проблемы исследования
Ввиду возросшего интереса к инновационной деятельности во всем мире и в России в частности, на сегодняшний день в теории и практике управления особое внимание уделяется таким важным аспектам, как:
- финансирование инновационной деятельности [2; 7; 8; 11; 15];
- охрана интеллектуальной собственности [5; 14; 16];
- производство инновационной продукции и ее продвижение в различных рыночных сегментах, создание рыночных ниш, вывод продукта на международные рынки и другие проблемы сферы маркетинга [1; 6; 10].
Помимо обозначенного общего круга вопросов, связанных с организацией и обеспечением инновационного процесса, существуют проблемы внутренней организации инновационной деятельности и реализации конкретных задач при создании инновационной продукции в отдельно взятой компании. Данный спектр операций может быть упорядочен и систематизирован в рамках проектного управления. Реализация инноваций с помощью проектной методологии позволяет ответить на вопрос: «Как организовать процесс создания новшества?»
Таким образом, анализ процесса планирования и создания новшества или продукции с использованием этого новшества является наиважнейшим компонентом системы управления инновациями в компании, так как позволяет четко определить хронологию этапов и установить причинно-следственные связи между ними, а также выявить инструменты управления и выбрать методы, необходимые для данного процесса.
Наряду с наличием налаженного организационного механизма необходимо иметь в виду, что инновационные проекты реализуются при вовлечении большого количества организаций и людей, так как в данном процессе участвуют различные заинтересованные стороны: исследователи, менеджеры, инвесторы, СМИ, консалтинговые фирмы, университеты и др. Следовательно, данный фактор оказывает существенное влияние на процесс управления инновационным проектом, поскольку наличие большого количества стэйкхолдеров существенно усложняет процесс управления из-за необходимости выстраивания взаимоотношений и согласования возникающих вопросов. Исходя из этого, выбор инструментов для управления инновационным проектом должен соотноситься с данной особенностью подобных проектов.
1. Андреюк Д. Правила эффективного маркетинга инноваций. URL: http://www.eg-online.ru/article/147583/
2. Вукович Г.Г., Терихов М.С. Финансирование инновационной деятельности в Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 12. С. 49-51.
3. Дагаев А.А., Яковлева А.Ю. Экосистема инноваций (региональные особенности формирования и развития) // Федерализм. 2011. № 4. С. 49-51.
4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. 3-е изд., перераб., доп. М.: Дело, 2007.
5. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика: сборник / Под ред. И. Шаблинского и Е. Тиллинг. М.: Альпина Паблишерз, 2010.
6. Казаков С.П. Инновационный маркетинг и маркетинг инноваций // Мир экономики и права. 2011. № 7.
7. Каширин А.И., Семенов А.С. Венчурное инвестирование в России. М.: Вершина, 2007.
8. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.
9. Типы инновационного процесса. Персональный сайт А.А. Чалиева. URL: http://chaliev.ru/innovations/innovationtypes.php/
10. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: Учебник. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2011.
11. Управление инновациями: Учебник для бакалавров / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.
12. Управление проектами: основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов (NCB - SOVNET National Competence Baseline Version 3.0), М.: Проектная ПРАКТИКА, 2010.
13. Черных Е. Agile project management - новый подход к управлению инновационными проектами // Менеджмент качества. 2008. № 2. С. 1-18.
14. Щербачева Л.В. Особенности правового режима объектов интеллектуальной собственности: монография. М.: ЮНИТИ, 2012.
15. Ягудин С.Ю. Финансирование инновационной деятельности в России // Экономические науки. 2010. Т. 62. № 1. С. 1-18.
16. Яковлев И.Г. Интеллектуальная собственность в координатах мегаполиса (социологический анализ) / Под ред. А.Д. Назарова. М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2009.
17. Erner M., Presse V. Chapter «Financial Evaluation of Innovations: Structure and Implementation. An Analysis Using a Case Study from the Telecommunications Industry» in a book «Innovation performance accounting». Berlin: Springer-Verlag, 2009.
18. Filippov S., Mooi H. Innovation Project Management: A Research Agenda Conference: 6th International Conference on Innovation and Management. Location: Pontificia Univ Catolica de São Paulo, São Paulo, Brazil. Date: (DEC 08-10, 2009); Unu merit. Proceedings of the 6th international conference on innovation and management. Vol. I and II, 2009.
19. Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK®Guide) 5th edition. Project Management Institute. 2013.
20. Introduction to PRINCE-2 by Frank Turley. URL: http://www.mgmtplaza.com/elearn/files/Introduction-To-PRINCE2.pdf/
21. Malach-Pines A., Sheva B., Dvir D., Sadeh A. Project manager-project (PM-P) fit and project success // International Journal of Operations & Production Management. Vol. 29. № 3. 2009. P. 268-291.
22. Manifesto for Agile Software Development. URL: http://agilemanifesto.org/
23. Pons D. Project management of new product development // Project management journal. Vol. 39. № 2. 2008, P. 82-97.
24. Project Manager Competency Development Framework. 2nd edition. Project Management Institute, Inc. Pennsylvania, USA, 2007.