ЗАВИСИМОСТЬ ФАКТОРОВ ЛИЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию феномена социальной ответственности личности. Рассматривается проблема социаль- ной ответственности предпринимателя. Отмечается противоречивость таких личностных характеристик предпринимате- ля, как индивидуализм, и запросов со стороны общества в отношении социальной ответственности предпринимательства. Сравниваются российская и западная модели реализации социальной ответственности бизнеса. Социально-экономические и политические условия оказали существенное влияние на развитие предпринимательства в России, что проявляется и в характере реализации социальной ответственности. В работе рассматриваются различные модели личной социальной ответственности, а также модели, показывающие соответствие уровней личной и корпоративной социальной ответственности. Приводятся результаты разработки авторской психодиагностической методики личной социальной ответственности. В процессе разработки методики было выделено четыре фактора, представляющих собой модель личной социальной ответственности. По результатам проведения методики выявлены гендерные различия в способах проявления социальной ответственности. Женщины при принятии решений, связанных с проявлением социальной ответственности, больше ориентированы на чувство долга и моральные обязательства. Для мужчин более характерным является рассмотрение социально ответственного поведения как бесполезного. Изучены взаимосвязи факторов личной социальной ответственности и индивидуально-психологических особенностей личности, а также ценностными ориентациями в профессиональной деятельности. Личная социальная ответственность, основанная на внешних факторах, которые способствуют повышению самооценки, связана с высокой нормативностью, ранимостью. Личная социальная ответственность, основанная на чувстве долга и моральных обязательствах, связана с неуверенностью в себе, склонностью к переживанию чувства вины, ценностью безопасности, потребностью в социальных гарантиях, а ответственность, основанная на получении выгоды в результате социально-ответственного поведения, связана с ориентацией на социальное одобрение. Дистантное отношение к социальной ответственности связано с социальной смелостью, склонностью к риску, стремлением к новизне в работе.

Ключевые слова:
альтруизм, гендерные различия, индивидуально-психологические особенности, социальная ответственность, личностные характеристики, модель социальной ответственности, предпринимательство, совесть, социальная ответственность бизнеса, ценностные карьерные ориентации, чувство долга.
Текст

Сегодня, в период масштабных экономических, политических и социальных изменений, тема социальной ответственности становится особенно актуальной и социально значимой. Отдельный вопрос для изучения — социальная ответственность предпринимательства — понятие, интересующее экономистов, юристов, философов, культурологов, психологов, политологов и представителей других отраслей гуманитарного знания. Прежде всего, это связано с тем, что основной идеей современного российского общества является построение социально ориентированной рыночной экономики во главе с субъектом, чья деятельность носит общественно значимый характер. При этом можно заметить несоответствие между реальной и ожидаемой в ближайшем будущем ролью предпринимателей в процессе преобразования общества.

Как показали результаты предыдущих исследований, противоречивость социальной ответственности предпринимателя связана с тем, что основное свойство последнего — индивидуализм. Свою жизнь и экономическую стратегию предприниматель выстраивает, опираясь на собственные цели и задачи [1, с. 88].

Фактором, усиливающим данную позицию, является основная цель бизнеса — зарабатывание денег. Ответственность перед обществом возникает уже после того, как получена прибыль и выполнены обязательства компании перед акционерами или соучредителями. Накладывают свой отпечаток на осуществление социальной ответственности и российские реалии. Несмотря на то что многие российские корпорации постепенно начали внедрять принципы социальной ответственности в свою производственно-хозяйственную деятельность, чаще всего они используют их исключительно в личных интересах, а не в интересах общества. Социальная ответственность российских предприятий, как правило, формализована. В России, говоря о социальной ответственности бизнеса, в первую очередь подразумевают, что компания работает в правовом поле. Для сравнения: на Западе к социальной ответственности относят те действия, которые бизнес совершает добровольно и сверх законодательных требований.

Список литературы

1. Коробанова Ж.В., Мужичкова Ю.Е. Представления о личностных особенностях российских бизнесменов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013. № 3. С. 48-55.

2. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М.: Финпресс, 2004. 288 с.

3. Benabout R. and Tirole J. Individual and corporate social responsibility // Economica. 2010. 77. P. 1-19.

4. Margoli J. and Elfenbein H. Do well by doing good? Don’t count on it. Harvard business Review, Social Responsibility, Special Issue on HBS Centennial. 2007. 86 (1). P. 19.

5. Orlitzky M., Schmidt F. and Rynes S. Corporate social and financial performance: a meta-analysis // Organization Studies.2003.2 4 (3). P. 403-410.

6. Blackman D., Kennedy M., Quazi A. Corporate social responsibility and individual resistance: learning as the missing link in implementation. Management Learning. [Электронный ресурс]: DOI:https://doi.org/10.1177/1350507612444392 (дата обращения: 15.12.2014).

7. Aguilera R.V., Rup, D.E., Williams C.A. and Ganapathi J. Putting the S back in Corporate Social Responsibility: a multilevel theory of social change in organization. Academy of Management Review. 2007.vol. 32 n 0.3. P. 836-863.

8. Барановская Л.А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве: автореф. дис.... д-ра пед. наук. Чита, 2012.

9. Белов А.В. Социальная ответственность: содержание и механизм реализации: автореф. дис.... канд. филос. наук. Волгоград, 2011.

10. Supphelln M. and Nelson M.R. Developing, exploring, and validating a typology of private philanthropic decision making // Journal of Economic Psychology. 2001. 22. P. 573-603.

11. Della Vigna S., Lis, J. and Malmendie U. Testing for Altruism and Social Pressure in Charitable Giving, NBER working paper no. 15629, 2009.

Войти или Создать
* Забыли пароль?