В статье рассматривается явление, которое в рамках разрабатываемой авторами научной концепции получило рабочее название «эффект школьной фотографии». Смысл данного феномена состоит в тенденции человека описывать личность партнера по общению в соответствии с тем представлением, которое складывается у него к определенному моменту в прошлом и фиксируется во времени в качестве статичного образа. Этот образ «замораживается» в памяти, и все последующие действия человека определяются уже не моделью развития или деградации партнера, а моделью статичного образа, отдаленно напоминающего старый фотографический снимок. Таким образом, отсутствие информации о партнере по общению приводит к жесткой фиксации образа в памяти, который остается стабильным на протяжении многих десятилетий, что, в свою очередь, является причиной ошибок в прогнозировании изменений в жизни оцениваемого субъекта. В статье представлены результаты этапа экспериментального исследования, в котором определялась степень точности оценок испытуемыми жизненной перспективы известных людей в сфере бизнеса, государственного управления, политики и искусства по их детским фотографиям. Было показано, что разница в оценках испытуемыми женских фотографий в детстве и во взрослом возрасте в целом меньше, чем разница в оценках мужских фотографий, что может объясняться наличием больших возможностей у мужчин для развития в сферах бизнеса, политики, государственного управления и искусства, чем у женщин. В статье также представлены результаты корреляционного анализа связи оценок фотоперсонажей и личностных характеристик испытуемых.
антиципация, вероятностное прогнозирование, воля, личность, мотивация поведения, социальные оценки, социальные процессы, эмоциональные состояния.
Проект РГНФ № 14-06-18021е «Влияние индивидуальных и типологических характеристик личности на возникновение социальных иллюзий (на примере ошибочной интерпретации воспоминаний о социальных партнерах в прошлом».
Понятие вероятностного прогнозирования стало наиболее популярным в отечественной психологии в 80-е гг. прошлого века, когда появились работы исследователей, занимавшихся изучением психологических явлений, связанных с необходимостью прогнозировать изменения во времени наблюдаемых человеком объектов. Для обозначения данного явления часто использовался также термин «антиципация» [1–3]. Эти исследования, в частности, показали, что чем более вариативен объект или процесс во времени и чем меньше у субъекта информации о причинах и факторах, вызывающих те или иные изменения, тем менее точными оказываются прогнозы.
В результате исследований выяснилось, что на практике особенно сложно прогнозировать социальные объекты и процессы, которые зависят от воли, эмоциональных состояний людей, от динамики взаимоотношений между ними. Наличие эмоционально-волевого начала в любом процессе способно многократно увеличить количество факторов, которые требуют контроля для эффективного прогнозирования результата. В таком количестве они не поддаются детальному анализу и формализации, которые необходимы для того, чтобы применять известные методы математического моделирования1. Сегодня в связи с многочисленными изменениями в социально-экономической сфере, стремительным развитием промышленных, социальных технологий, экспоненциальным загрязнением окружающей среды и другими факторами вопрос о способности человека антиципировать развитие наблюдаемых им событий, ситуаций и динамику социально-экономических процессов вновь становится крайне актуальным.
Выясняется, что известные науке психологические модели не всегда применимы в конкретных практических ситуациях, например, в тех, которые требуют эффективного взаимодействия людей в системе экономических и политических отношений. Таким образом, проблемы мотивации поведения, эмоциональных переживаний, морально-нравственной регуляции и аналогичные стали привлекать внимание все большего количества ученых. Остро встал вопрос о внутренних механизмах эмоционально-волевых процессов, т.е. о механизмах развития личности и регуляции ее поведения [4].
_________
1 Хороший пример — программа США по созданию космического корабля «Аполлон». Американские ученые рассчитали параметры корабля до мельчайших технологических деталей, однако единственное место на корабле, математическую модель которого в деталях так и не удалось построить, — это его кабина, где должны были находиться астронавты. Поведение людей, особенно в возможных экстремальных ситуациях, детальным прогнозам не поддавалось.
1. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. 275 с.
2. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. С. 1.
3. Фейгенберг И.М., Журавлев Г.Е. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. 394 с.
4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
5. Крылов Ю.К. Интаэрология и синергетика // Синергетика и методы науки / отв. ред. М.А. Басин. СПб.: Наука, 1998. С. 77-95.
6. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в cамоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. 424 с.
7. Кун Т. Структура научных революций / сост. В.Ю. Кузнецов. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 320 с.
8. Лебедев-Любимов А.Н. Психология для экономистов. М.: Юрайт, 2014. 328 с.
9. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
10. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. 240 с.
11. Тоффлер Э.Т. Шок будущего: пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 557 с.
12. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. Т. 16. 1995. № 1. С. 3-18.
13. Лебедев А.Н., Гордякова О.В. «Феномен «школьной фотографии»: социальные сети и социальные иллюзии» / Психологические и психоаналитические исследования. М.: Московский институт психоанализа, Центр стратегической конъюнктуры, 2014. С. 93-103.
14. Kahneman D., Tversky A. Choices, valuesandframes. New York: CambridgeUniversityPress. 2000. P. 864.
15. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 319 с.