RELATIONSHIP OF INDIVIDUAL PERSONALITY CHARACTERISTICS WITH THE ABILITY TO PREDICT CHANGES IN SOCIAL FACILITIES
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the phenomenon which, in the framework of the scientific concept developed by the authors, obtained a working title of "the effect of a school picture". The meaning of this phenomenon is the tendency of man to describe the identity of the communication partner in accordance with the view that he had acquired by a specific point in the past and is fixed in time as a static image. This image, as if is frozen in memory and all subsequent human actions are determined not by the model of development or degradation of the partner, but the model of a static image, vaguely reminding old photos. Thus, the lack of information about the communication partner leads to a rigid fixation of the image in memory, which remains stable over many decades, which in turn causes errors in forecasting changes in the life of the assessed subject. The article presents the results of the experimental stage of the study, which determined the degree of accuracy of the estimates by the examinees of life prospects of famous people in business, government, politics, and art by means of their children´s photos. It was shown that the difference in estimates of the examinees of female photos in childhood and in adulthood is generally less than the difference in the estimates of male photos, which can be explained by the presence of more opportunities for men to develop in the fields of business, politics, government, and art, than for women. The article also presents the results of correlation analysis of the relation between estimates of photopersons and personal characteristics of the examinees.

Keywords:
anticipation, emotional state, motivation of behavior, personality, probabilistic forecasting, social assessment, social processes, will.
Text

Проект РГНФ № 14-06-18021е «Влияние индивидуальных и типологических характеристик личности на возникновение социальных иллюзий (на примере ошибочной интерпретации воспоминаний о социальных партнерах в прошлом».

Понятие вероятностного прогнозирования стало наиболее популярным в отечественной психологии в 80-е гг. прошлого века, когда появились работы исследователей, занимавшихся изучением психологических явлений, связанных с необходимостью прогнозировать изменения во времени наблюдаемых человеком объектов. Для обозначения данного явления часто использовался также термин «антиципация» [1–3]. Эти исследования, в частности, показали, что чем более вариативен объект или процесс во времени и чем меньше у субъекта информации о причинах и факторах, вызывающих те или иные изменения, тем менее точными оказываются прогнозы.

В результате исследований выяснилось, что на практике особенно сложно прогнозировать социальные объекты и процессы, которые зависят от воли, эмоциональных состояний людей, от динамики взаимоотношений между ними. Наличие эмоционально-волевого начала в любом процессе способно многократно увеличить количество факторов, которые требуют контроля для эффективного прогнозирования результата. В таком количестве они не поддаются детальному анализу и формализации, которые необходимы для того, чтобы применять известные методы математического моделирования1. Сегодня в связи с многочисленными изменениями в социально-экономической сфере, стремительным развитием промышленных, социальных технологий, экспоненциальным загрязнением окружающей среды и другими факторами вопрос о способности человека антиципировать развитие наблюдаемых им событий, ситуаций и динамику социально-экономических процессов вновь становится крайне актуальным.

Выясняется, что известные науке психологические модели не всегда применимы в конкретных практических ситуациях, например, в тех, которые требуют эффективного взаимодействия людей в системе экономических и политических отношений. Таким образом, проблемы мотивации поведения, эмоциональных переживаний, морально-нравственной регуляции и аналогичные стали привлекать внимание все большего количества ученых. Остро встал вопрос о внутренних механизмах эмоционально-волевых процессов, т.е. о механизмах развития личности и регуляции ее поведения [4].

_________

1 Хороший пример — программа США по созданию космического корабля «Аполлон». Американские ученые рассчитали параметры корабля до мельчайших технологических деталей, однако единственное место на корабле, математическую модель которого в деталях так и не удалось построить, — это его кабина, где должны были находиться астронавты. Поведение людей, особенно в возможных экстремальных ситуациях, детальным прогнозам не поддавалось.

References

1. Lomov B.F., Surkov E.N. Antitsipatsiya v structure deyatel´nosti [Anticipation in the structure of activity]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 275 p.

2. Sergienko E.A. Printsipy psikhologi I razvitiya: sovremennyy vzglyad [Principles of developmental psychology: a current view]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research]. 2012, V. 5, I. 24, p. 1.

3. Feigenberg I.M., ZhuravlevG.E. Veroyatnostnoe prognozirovanie v deyatel´nosti cheloveka [Probabilistic forecasting in human activities]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 394 p.

4. Khjell L., Ziegler D. Teorii lichnosti [Theories of personality]. St. Petersburg, Piter Publ., 2006. 607 p.

5. Krylov Yu. K. Intaerologiya i sinergetika [Enterology and synergetics]. Sinergetika i metody nauki [Synergetics and scientific methods:executive. editor M. A. Bassin]. St. Petersburg, Nauka Publ., 1998. P. 77-95.

6. Haken G. Sinergetika. Ierarkhii neustoychivostey v samoorganizuyushchikhsya sistemakh i ustroystvakh [Synergetics. The hierarchy of instabilities in self-organizing systems and devices]. Moscow, Mir Publ., 1985. 424 p.

7. Kuhn T. Struktura nauchnykh revolyutsiy [The Structure of scientific revolutions]. Moscow, AST Publ., 2003. 320 p.

8. Lebedev-Lyubimov A.N. Psikhologiya dlya ekonomistov [Psychology for economists]. Moscow, Yurite Publ., 2014. 328 p.

9. Lebedev-Lyubimov A.N. Psikhologiya reklamy [Psychology of advertising]. St. Petersburg, Peter Publ., 2007. 368 p.

10. Bestuzhev-Lada I.V. Prognoznoe obosnovanie sotsial´nykh novovvedeniy [Forecast rationale for social innovations]. Moscow, Nauka Publ., 1993. 240 p.

11. Toffler E.T. Shok budushchego [The Shock of the future]. Moscow, AST Publ., 2002. 557 p.

12. Moscovichi S. Sotsial´noe predstavlenie: istoricheskiy vzglyad [Social performance: a historical look]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. 1995, V. 16., I. 1, pp. 3-18.

13. Lebedev A.N., Gordjakova O.V. Fenomen «shkol´noy fotografii»: sotsial´nye seti i sotsial´nye illyuzii [Phenomenon of a «school picture»: social networks and social illusions]. Psikhologicheskie i psikhoanaliticheskie issledovaniya [Psychological and psychoanalytic studies]. Moscow, Moscow Institute of psychoanalysis, the Center for strategic situation Publ., 2014, pp. 93-103.

14. Kahneman D, Tversky A. Choices, values and frames. New York: Cambridge University Press. 2000. 864 p.

15. Melnikov V.M., Yampolsky L.T. Vvedenie v eksperimental´nuyu psikhologiyu lichnosti [Introduction in experimental personality psychology]. Moscow, Prosveschenije Publ., 1985. 319 p.

Login or Create
* Forgot password?