ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ ОБНОВЛЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Рубрики: ФИЛОСОФИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы обновления базовых духовных ценностей российского общества в условиях развертывания всемирно-исторического процесса глобализации. Автор осуществляет критический анализ причин провала реформ 90-х гг. и их последствий. Показано, что «чикагские мальчики» и прозападно ориентированные представители российской офшорной аристократии предприняли максимальные усилия для подрыва идей и чувств патриотизма, уважительных взаимоотношений между поколениями в российском обществе. В результате были девальвированы многие социально-нравственные ценности, а внедряемые новые, асоциальные, отторгались основной массой граждан, возник ценностный вакуум, источник нестабильности общества, формирования коррупции и криминализации, образования маргинального дна. Автор подчеркивает необходимость формирования системы гуманистических ценностей патриотической идеологии, социального идеала, национальной идеи как ядра идентичности россиян. Предложена формулировка национальной идеи: единое Отечество, одна судьба, благосостояние для всех. Национальная идея направлена на социальную и духовную консолидацию россиян, она мобилизует граждан на воплощение в жизнь справедливого проекта общества, вселяет оптимистические надежды на достойное будущее. В статье обосновывается, что для утверждения социально значимых патриотических ценностей важно использовать не только героические и трагические события исторического прошлого России. Значительную позитивную роль призвана сыграть оптимистическая модель (образ) новой России как справедливого, уважаемого в мире государства, которым граждане гордятся, считают своим домом и готовы планировать жизнь только в нем на долгую перспективу. В условиях глобализации большое значение приобретают проблемы демографической безопасности государства. С полным основанием автор уделяет внимание такой базовой ценности, как семья, необходимости возрождения ценностно-нравственного престижа семьи в российском обществе, семьецентризма, детоцентризма, системы наук о семье — фамилистики. В заключение делается вывод, что обновление базовых духовных ценностей является фундаментальным социокультурным фактором формирования гражданского общества и демократического правового государства в России.

Ключевые слова:
базовые духовные ценности, глобализация, национальная идея, общество, патриотизм, справедливость, семья, ценностный вакуум, экологическая безопасность.
Текст

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета 2014 г.

Создание универсальных духовных ценностей является исключительной привилегией рода человеческого. Ценности имеют сложную типологию, выступают как фундаментальные категории самосознания человека, регуляторы его деятельности во всех сферах жизни общества. В современных условиях роста динамизма общественного развития, усиления противоречивого воздействия всемирно-исторических процессов глобализации и информатизации на идентичность народов разных стран вопрос о сущности и функциях духовных ценностей приобретает первостепенное значение.

Духовные базовые ценности представляют собою исторически сложившуюся систему фундаментальных элементов (социокультурных, этических, религиозных) социокода, обладающего интегративными функциями и определяющего в значительной степени стабильность функционирования общественного организма, перспективы его развития. Принятие и освоение гражданами страны базовых духовных ценностей, достижение консенсуса в их отношении является важнейшим условием ее процветания, о чем свидетельствуют современные Швеция, Финляндия, Норвегия, Япония, Сингапур. Сохранение базовых духовных ценностей, идентичности как устойчивых социокультурных, национальных параметров, способности к самоотождествлению, доминантного фактора культуры позволяет пережившим тяжелые катастрофы народам вновь воспрянуть.

Так, народ, проигравший войну Японии, опирался на патриотический принцип: «Мы проиграли войну, но не потеряли себя». Японский народ не потерял своей идентичности, исторически сложившиеся ценностные ориентации — «свое лицо». Именно этот «генетический социокод» дал японскому народу возможность сохранить веру в себя после тяжелейшего поражения, создать «экономическое чудо», стать второй державой в послевоенном мире [1, с. 45].

Проблема формирования и обновления базовых духовных ценностей приобрела для переживающего сложные и противоречивые социокультурные и экономические преобразования российского общества первостепенное значение.

Это обновление связано с рядом серьезных трудностей.

Во-первых, Россия является сверхсложной социокультурной системой. В развитии многих регионов имеют место весьма значительные социальные, экономические, духовные, географические различия: полиэтничность (более ста наций, народностей, этнических групп); поликонфессиональность (более 60 религиозных конфессий); различия в социальной структуре, уровне экономического развития.

Во-вторых, осуществление в России в 90-е годы реформ в виде шоковой терапии, обвальной приватизации госсобственности привело к тому, что, по определению лауреата Нобелевской премии по экономике Дж. Стиглица, Россия получила наихудшее из всех возможных состояние общества, при колоссальном упадке и огромном росте неравенства [2, с. 188].

Список литературы

1. Литвак Б.Г. Япония: управленческий прорыв. М.: Экономика, 2009. 127 с.

2. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003. 302 с.

3. Сергеева О.А., Платонов Г.В. Особенности хозяйственно-экономической деятельности и менталитет народа // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2007. № 2. С. 101-116.

4. Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М.: Когито-Центр, 2010. 253 с.

5. Caritas in Veritate. М.: Издательство Францисканцев, 2009. 112 с.

6. Ю Ли Куан. Из третьего мира - в первый. История Сингапура (1965-2000). М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 564 с.

7. Альбер М. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998. 293 с.

8. Барлыбаев Х.А. Структура сознания и идентичность. Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. 256 с.

9. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс А. Фактор четыре. Затрат - половина, отдача - двойная: Новый доклад Римскому клубу. М., 2000. 399 с.

10. Антонов А.И., Сорокина С.А. Судьба семьи в России ХХI века. М.: Грааль, 2009. 416 с.

11. Патриотизм как идеология возрождения России. М.: РИСИ, 2014. 258 с.

12. Муравых А.И. Экологическая безопасность России. М.: Изд-во РАГС, 1999. 61 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?