ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В исследовании приняли участие 61 студент в возрасте от 20 до 23 лет, среди которых 23 юноши и 38 девушек, принадлежащих разным нозологическим группам (нарушения слуха, нарушения речи, нарушения функций опорно-двигательного аппарата). В качестве диагностического материала были использованы опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер) и «Тест на стрессоустойчивость» (Ю.В. Щербатых). Для статистической обработки данных применялся критерий U Манна–Уитни и коэффициент корреляции Пирсона (r-Пирсона). Выявлены статистически достоверные взаимосвязи между показателями суверенности – депривированности личности студентов с ограниченными возможностями здоровья и их склонности все усложнять, остро реагировать на жизненные события и даже незначительные факты, а также предрасположенности к психосоматическим заболеваниям и деструктивным способам совладания со стрессом. В системе инклюзивного высшего образования важными и значимыми являются специально организованные программы психологического сопровождения процесса социализации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в вузе, направленные на оказание им помощи в установлении внешних и внутренних границ психологического пространства их личности.

Ключевые слова:
суверенность личности, психологическое пространство, стрессоустойчивость, склонность к преувеличению значимости жизненных событий, предрасположенность к деструктивным способам совладающего поведения, стрессовые ситуации, субъектность личности
Список литературы

1. Абрамова Ю.Г. Психология среды: истоки и направления // Вопросы психологии.1995. № 2. С. 130-137

2. Андронникова О.О., Волохова В.И. Психологические границы виктимной личности // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 111-118

3. Валединская О.Р., Нартова-Бочавер С.К. Личное пространство человека и возможности его «измерения» // Психология зрелости и старения. 2002. № 2. С. 66-77

4. Мартыненко Е.А. Психологическая суверенность личности как состояние границ субъекта // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 349-352; DOI:https://doi.org/10.26140/anip-2019-0803-0090

5. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. 2003. № 6. С. 12-24

6. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб., 2008

7. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность в пространстве черт личности // Развитие личности в условиях цивилизационных перемен. Курган, 2013

8. Ольшанский Д.В. «Психологический образ» жизни и субъективное пространство жизнедеятельности личности Таллин: Эстонское государственное издательство, 1983. - 146 с.

9. Сафонова М.В., Тихонова Д.А. Сравнительный анализ профилей суверенности подростков с различными уровнями психологической суверенности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 1. С. 114-123; DOI: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-ll

10. Секач М.Ф. Психическая устойчивость человека: Монография. М, 2013

11. Фоминых Е.С. Нарушения личностных границ студента-инвалида в контексте его виктимной деформации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 3. С. 122-125

12. Фризен М.А., Яник А.А. Личностная автономия старших подростков с разной субъективной оценкой взаимоотношений с родителями // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2017. № 1 (29). С. 63-70

13. Шаповал И.А. Социальная инклюзия лиц с ограниченными возможностями здоровья де-юре и де-факто: «включаемые», «включающиеся», «невключающиеся» // Вестник Балтийского Федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2019. № 1. С. 84-99

14. Шкопоров Н.Б. Психологическое пространство личности и гипотеза проникновения в среду: теоретический анализ // Социально-психологические основы средообразования / под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса и Ю. Круусвалла. Таллин, 1985

15. Bonkalo T.I., Logachev N.V., Shmeleva S.V. Formation of a professional and informational culture of future lawyers as a condition for solving the problems of digitalization of legal professions в сборнике: Modern Global Economic System: Evolution Development vs. Revolutionary Leap Сep. "Lecture Notes in Networks and Systems" Cham, 2021. C.1318-1327

16. Bonkalo T.I., Shmeleva S.V., Nazarenko V.V. et al. Activating model of professional training of persons with disabilities as competitive specialists in higher education establishment // Laplage em Revista. 2021. Т. 7. № 3А. С. 235-244

17. Strelkov V.I., Zavarzina O.O., Shmeleva S.V., Kartashev V.P., Savchenko D.V. Psychological barriers in college teacher's "helping professions" // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences (ISSN 0975-8585-India-Scopus) 2016. - Т.7 № 1, P.1938-1945.

Войти или Создать
* Забыли пароль?