Красноярск, Красноярский край, Россия
В статье описывается и анализируется опыт проведения семинаров-практикумов по теме «Этика и аксиология науки» для аспирантов и соискателей учёных степеней Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. Авторы раскрывают действенность подобного вида образовательных технологий для формирования профессионально-важных качеств педагогических кадров высшей квалификации. Семинары-практикумы по указанной теме, входящие в курс «История и философия науки», доказали свою эффективность по формированию как исследовательских, так и профессионально-этических компетенций. Показано, как в ходе занятий участниками семинара отрабатываются умения идентифицировать проблемные, этически неоднозначные ситуации в науке, анализировать нарушения и их последствия, предлагать приемлемые решения. Материал статьи – показательный пример того, как будущие учителя (и их уже практикующие коллеги) получают возможность осуществить рефлексию собственной профессиональной деятельности и ее методологических оснований.
педагогический эксперимент, прикладная этика, интерактивные образовательные технологии, ситуационный анализ, профессиональная ответственность
1. Викторук Е.Н. Этика науки: практико-прикладной модус [Электронный ресурс] // Высшее образование в России: электронный журнал. 2013. №8-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-nauki-praktiko-prikladnoy-modus
2. Викторук Е.Н., Ефремов М. С., Шестакова Н. Н. Кейс-метод. Возможность его использования в подготовке военнослужащих // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2020. Т. 9. № 4. С. 26-30. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-912X-2020-26-30
3. Викторук Е.Н., Черняева А.С. Философия науки: история, методология, этика: учеб. пособие для аспирантов и соискателей. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. 120 с.
4. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
5. Двойнин А М. Этический аспект университетских научных исследований в области педагогики // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskiy-aspekt-universitetskih-nauchnyh-issledovaniy-v-oblasti-pedagogiki
6. Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие / сост. Т.Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. Минск: БГТУ, 2007. 68 с.
7. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины: краткий терминологический словарь / сост. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. Москва: Компания Спутник+, 2006. 189 с.
8. Формирование исследовательских компетенций в подготовке аспирантов педагогических вузов / Е. Н. Викторук [и др.] // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: резервы отечественной высшей школы в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов : Материалы ХХХI Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. С. 54-57.
9. Фритцше Д.Дж. Этика бизнеса: Глобальная и управленческая перспектива. М.: Олимп-Бизнес, 2002. 336 с.
10. Юдин Б.Г. О подготовке студентов к ответственному проведению исследований // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 21-26.
11. Carron Thibault, Marty Jean-Charles, France Laure, Héraud Jean-Mathias. Preparing an Observed Pedagogical Experiment. Conference: Cognition and Exploratory Learning in Digital Age, CELDA 2005, 14-16 December 2005, Porto, Portugal
12. Cobb Paul, Confrey Jere, diSessa Andrea, Lehrer Richard, Schauble Leona. Design Experiments in Educational Research // Educational Researcher. 32. №.1. Ja/F 2003, p. 9-13.
13. Ilić Mile, Jerković Ljiljana. Scientific and Methodological Soundness of Experiments in Pedagogical Research // European Journal of Education Studies. Volume 3. Issue 1. 2017, р. 112-122. DOI:https://doi.org/10.5281/zenodo.223834
14. On being a scientist. A guide to responsible conduct in research. (2009). 3rd ed. Washington: National Academy of Science. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25009901/