Исследование посвящено проблемным вопросам, касающимся как увеличения численности занятых в малом и среднем бизнесе Российской Федерации, так и комплексным мерам государственной поддержки занятости в сфере предпринимательства. Рассматривается отражение задач обеспечения занятости населения в национальных и федеральных проектах Российской Федерации. В работе отмечается, что ряд целевых показателей национальных проектов по обеспечению занятости населения не достаточно обоснован, труднодостижим и не отвечает современным потребностям цифровой экономики. Приводится краткий обзор изменений правового поля, которые затрагивают сферу развития малого и среднего предпринимательства и способствуют решению вопросов обеспечения занятости. Автор приходит к выводу о том, что классические механизмы обеспечения занятости населения (предоставление налоговых преференций, различных льгот и субсидий предприятиям-работодателям) должны быть дополнены эффективным использованием новых инструментальных средств, которыми на текущий момент являются цифровые платформы и сервисы. В статье проводится анализ функционала, ориентированного на предпринимателей-работодателей и соискателей, таких современных площадок как: Цифровая платформа МСП, портал по поддержке малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес», сайт компании HeadHunter, портал центра занятости «Работа России», сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, портал государственных услуг Российской Федерации. Установлено, что несбалансированность информационно-коммуникационных связей, а также ведомственная и/или хозяйственная разобщенность мешают всем рассмотренным выше цифровым сервисам интегрировать свои возможности. При этом возможности цифровизации могут заключаться не только в создании программы-интегратора указанных цифровых сервисов под цели обеспечения занятости населения в малом и среднем бизнесе, но и в разработке шаблона модели «Карьерный рост» для молодого поколения и для представителей старшего возраста, а также перезапуске механизма социального контракта.
малый и средний бизнес, Российская Федерация, занятость населения, национальные проекты, государственная поддержка предпринимательства, цифровые платформы и сервисы
Введение
Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП), как уже отмечалось нами с коллегами ранее [1, 2], является системной проблемой, источниками решения которой выступают: демографические возможности, структурные изменения рынка трудовых ресурсов (переток кадров с предприятий и организаций, не относящихся к сфере МСП, в малый бизнес), развитие института самозанятости, мотивация молодёжи и формирование кадрового резерва за счет увеличения пенсионного возраста. Однако, статистическое наблюдение показателя численности трудоспособного населения в России показывает отсутствие возможности использования демографического потенциала в указанном выше ряду источников решения проблемы увеличения численности занятых в малом и среднем бизнесе.
Следует отметить, что существуют определенные диспропорции и в финансировании отдельных федеральных проектов в составе национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [3]. Так, например, два наиболее существенных с точки зрения оказываемого влияния на показатель «численность занятых в МСП» проекта «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» (влияние на целевой показатель 41,4%) и «Акселерация субъектов МСП» (влияние на целевой показатель 36,5%) имеют бюджет 2,5 млрд. рублей и 167,9 млрд. рублей соответственно. Совокупный вклад этих федеральных проектов в обеспечение целевого показателя «численность занятых в МСП» составляет 77,9%, а доля выделенного бюджета на них из общего бюджета национального проекта равняется 35,4% (доля бюджета федерального проекта «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» 0,5%; доля бюджета федерального проекта «Акселерация субъектов МСП» 34,9%). Поэтому система управления национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» требует качественных изменений и соответствующих корректив.
Отметим, что вопросы обеспечения занятости в малом и среднем бизнесе Российской Федерации касаются не только содержания национальных проектов, но и особенностей инструментов и мер государственной поддержки занятости в сфере предпринимательства, которые должны отвечать потребностям цифровизации экономики и общества. Именно этим актуальным и практически значимым вопросам посвящено данное исследование.
Материалы и методы исследования
Исследование базируется на анализе нормативно-правовых актов; документах стратегического планирования; официальных данных федеральной и ведомственной статистики; научной литературы, посвященной вопросам развития малого и среднего предпринимательства, обеспечения занятости в сфере малого бизнеса, проблемам рынка труда, использованию цифровых платформ и сервисов для решения вопросов занятости. В работе использованы системный подход и методы логико-экономического анализа.
1. Тутыгин А.Г., Чижова Л.А., Ананьина О.В. Увеличение численности занятых в малом бизнесе - системная проблема или достижимый результат? // Государство и бизнес. Экосистема цифровой экономики. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2019. - С. 191-196.
2. Чижова Л.А., Ласкин А.А., Лец О.В. Индивидуальная предпринимательская активность как индикатор региональной экономической политики // Фундаментальные исследования. - 2021. - № 4. - С. 102-110. DOI:https://doi.org/10.17513/fr.43008/
3. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Электронный ресурс. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf
4. Паспорт национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Электронный ресурс. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/Ki3g5TzKdmVyX2ogBvNTIxH3BQ6YFADA.pdf
5. Паспорт национального проекта «Демография». Электронный ресурс. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/Z4OMjDgCaeohKWaA0psu6lCekd3hwx2m.pdf
6. Паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Электронный ресурс. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf
7. Цифровизация и бытие: коллективная монография / Под ред. Ю.М. Осипова, М.И. Лугачева, Т.С. Сухиной, Т.Н. Юдиной. - М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2021. - 218 с.
8. Выжимова Н.Г., Колесниченко Е.А., Радюкова Я.Ю., Иванова Е.Ю. Поддержка занятости населения как условие развития экономики государства // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 12 (139). - С. 389-391.
9. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/f37831cb86dea1959749e24d246234941eca66cd/
10. Максимальный размер микрозайма могут увеличить до 7 млн. руб. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1532736/
11. Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411095/
12. Меры Правительства по повышению устойчивости экономики и поддержки граждан в условиях санкций. Электронный ресурс. Режим доступа: http://government.ru/sanctions_measures/
13. Меры поддержки бизнеса в условиях санкций. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/sanctions_measures/
14. Александр Калинин - об импортонезависимости, новых логистических цепочках и мерах поддержки бизнеса. Электронный ресурс. Режим доступа: https://opora.ru/news/aleksandr-kalinin-ob-importonezavisimosti-novykh-logisticheskikh-tsepochkakh-i-merakh-podderzhki-biz.html?sphrase_id=2714740
15. Андрей Белоусов обсудил с «ОПОРОЙ РОССИИ» меры поддержки бизнеса. Электронный ресурс. Режим доступа: https://opora.ru/news/andrey-belousov-obsudil-s-oporoy-rossii-mery-podderzhki-biznesa.html?sphrase_id=2714747
16. Словарь основных понятий и терминов по информатике. Электронный ресурс. Режим доступа: http://book.kbsu.ru/theory/definition.html
17. Цифровые платформы. Электронный ресурс. Режим доступа: https://hsbi.hse.ru/articles/tsifrovye-platformy/
18. Бобков В.Н., Новикова И.В., Шичкин И.А., Бобков Н.В. Современные информационные технологии регулирования занятости от неустойчивых к устойчивым формам // Уровень жизни населения регионов России. - 2016. - № 4 (202). - С. 47-59.
19. Цифровая платформа МСП. Электронный ресурс. Режим доступа: https://мсп.рф/
20. Портал по поддержке малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес». Электронный ресурс. Режим доступа: https://мойбизнес.рф/
21. Сайт компании HeadHunter Электронный ресурс. Режим доступа: https://hh.ru
22. Портал центра занятости «Работа России». Электронный ресурс. Режим доступа: https://trudvsem.ru/
23. Сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry
24. Портал государственных услуг Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/
25. Аверкин А. Н., Гаазе-Рапопорт М. Г., Поспелов Д. А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. - М.: Радио и связь, 1992. - 256 с.
26. Климова Ю.О., Устинова К.А. Несоответствие уровня подготовки ИТ-кадров требованиям работодателей: проблемы и пути их преодоления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2021. - Т. 14. - № 5. - С. 202-219. DOI:https://doi.org/10.15838/esc.2021.5.77.12
27. Коновалова В.Г. Когда корпоративная культура может стать проблемой: проявления и причины «токсичности» // Вестник университета. - 2019. - № 6. - С. 11-18.
28. Мустафина С.А., Мустафин Р.Ф., Градинар Э.В. Проблемы расторжения трудового договора по инициативе работодателя вследствие несоблюдения сотрудником правил корпоративной этики // Право и государство: теория и практика. - 2019. - № 7 (175). - С. 126-127.
29. Шарафуллина Р.Р., Габитов И.М., Байкова Э.Р. Влияние корпоративной культуры на трудовые ресурсы в условиях цифровизации // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2021. - № 6 (162). - С. 174-179.
30. Пешкова В.М. Эволюция «этнического» бизнеса в России: сравнительный анализ предпринимательства мигрантов из Азербайджана и Кыргызстана // Социологическая наука и социальная практика. - 2021. - Т. 9. - № 4 (36). - С. 205-220.
31. Муштук О.З. Этническое предпринимательство, теневая экономика и криминалитет // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2021. - № 1 (372). - С. 102-114. DOI:https://doi.org/10.48137/2074-2975_2021_1_102
32. Гиляровский В.А. Москва и москвичи: Очерки старомосковского быта. - Москва: Советский писатель, 1935. - 391 с.
33. Овсянкин Е.И. Архангельск купеческий. Монография. Архангельск, Издательство «Архконсалт», в 2-х томах, 2000.
34. Бизнес-сообщество Русского Севера: модели поведения. Монография / Тутыгин А.Г., Коробов В.Б., Чижова Л.А., Малинина К.О. Изд-во «Легион-М». Ростов-на-Дону, 2018. - 244 c.
35. Национальные «фокусы»: какие народы жили в Москве 100 лет назад и чем занимались // Аргументы и Факты № 48 от 28.11.2012. Электронный ресурс. Режим доступа: https://aif.ru/realty/city/nacionalnye_fokusy_kakie_narody_zhili_v_moskve_100_let_nazad_i_chem_zanimalis
36. Дружинин А.Г. "Миграционная детерминанта" и пространственные особенности формирования диаспор ведущих этносов центральной Азии в современной России // Псковский регионологический журнал. 2020. № 2 (42). С. 42-54.