В статье рассматривается актуальная проблематика современного художественного образования. Анализируются методологические подходы и возможности обновления образовательного процесса с учетом новых педагогических технологий, а также проектирование учебного процесса с сохранением национальных традиций. Рассматривается актуальная задача образования, интеграции этнохудожественной культуры в содержание и технологию подготовки специалиста-дизайнера в высшем учебном заведении, проблема формирования основ изобразительной грамоты, опирающейся на опыт исторического развития искусства и сохранения академической системы образования. Современное общество нуждается в специалисте, способном к профессиональному саморазвитию. Именно это в значительной мере готовит молодого человека к жизни и работе в современном быстро меняющемся обществе. Безусловно, актуальным является поиск инновационных концептуальных подходов, обеспечивающих эффективность освоения образовательных программ на основе национальных традиций. Подготовка высококвалифицированных кадров возможна на основе новейших достижений науки с помощью инновационных педагогических технологий при усилении конкурентоспособности, успешной деятельности, востребованности выпускников на рынке труда.
художественное образование, дизайн, воспитание, формирование культуры, образовательные технологии, культурное наследие.
Дизайн в современном социокультурном пространстве занимает прочные позиции, создавая мир материальной и духовной культуры. Дизайнер своей деятельностью не только оказывает влияние на эстетическую, профессиональную, духовную и художественную сферы жизнедеятельности, но и выполняет весьма значимую роль в формировании личности подрастающих поколений.
Все это непосредственно относится и к системе профессиональной подготовки будущих дизайнеров, поскольку существующая структура не соответствует требованиям современного общества: события, происходящие в общественной жизни, изменили как потребности заказчиков, так и методы работы самих дизайнеров.
Таким образом, актуальность данной проблемы определяется, во-первых, методологическими задачами компетентного подхода в условиях реализации требований стандартов нового поколения, во-вторых, повышением требований общества к уровню культуры дизайнера в контексте создаваемых произведений и, безусловно, недостаточной разработанностью инновационных методов обучения и методологических процедур по формированию культуры будущих дизайнеров и художников.
Исходя из идеи социальной и профессиональной значимости работников творческих специальностей, следует отметить необходимость проектирования учебного процесса нового типа, формирование иных межпредметных связей, создание других отношений между всеми участниками профессиональной подготовки.
1. Гершуйский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.
2. Ермолаев А. Словарь дизайнера для работы в XXI веке. М., 1998.
3. Тагунова И.А. Развитие национального образования в условиях глобализации мирового пространства // Теоретические и практические проблемы психологии. 2008. № 1. С. 76-84.
4. Черневич Е., Бабурина И., Аникст М. Русский графический дизайн. М.: ВНЕШСИГМА, 1997.