Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Введение. Статья посвящена актуальной проблеме – исследованию проблем педагогической коммуникации в современной высшей школе, дизайну и моделированию современного преподавателя. Современные реалии, государственный и социальный заказ меняют требования к компетенциям и навыкам hard skills и soft skills, прогнозируют future skills. Цель статьи – проанализировав современные тенденции в трансформации высшей школы и педагогической коммуникации, разработать дизайн современного преподавателя вуза. Методология и методы. В основе исследования лежит интегративно-компетентностная парадигма и профессиологический подход. Методы исследования: аналитический обзор литературных источников и содержания проведенных исследований, педагогическое моделирование и дизайн, включенное наблюдение, анализ, синтез, обобщение. Результаты. На основе анализа литературных источников, современных тенденций в трансформации высшей школы и педагогической коммуникации определены требования к современному преподавателю и проблемы в педагогической коммуникации. Научная новизна заключается в выявлении и систематизации совокупности требований к современному преподавателю, что пополняет научное знание о педагогической коммуникации. Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть полезны для развития представлений о формировании профессиональной компетентности преподавателя вуза и могут быть применены ими в процессе саморазвития, повышении квалификации.
педагогическая коммуникация, современный преподаватель, профессиональная культура, hard skills, soft skills, future skills
1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: https://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/igromaster/ (дата обращения 17.05.2022).
2. Болотов В.А. Высшее образование первой ступени: как реформировать бакалавриат // Профессиональное образование. Столица. 2013. №6. С. 11-14.
3. Гареев Р.Р. Современные проблемы ведения научно-исследовательской деятельности преподавателя высшего учебного учреждения и возможные пути их решения // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2018. № 4. С. 248-252.
4. Гнатышина Е.В. Формирование цифровой культуры будущего педагога [Текст]: монография. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2019. - 294 с.
5. Дюков В.М., Пьянкова Г.С. Формирование проектной культуры: введение в проблему // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 9. - С. 80-83.
6. Зинкевич Е.Р., Семенова Л.М. Инновационно-педагогические технологии в компетентностно-ориентированном образовании [Текст]: монография. СПб.: Издательский центр ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет». 2019. - 104 с.
7. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс]. URL: http://futuref.org/futureskills_ru (дата обращения 21.04.2021).
8. Максимова Г.П. Коммуникативная культура преподавателя вуза и ее развитие в профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2000. - 24 с.
9. Новые профессии: разработчик образовательных траекторий [Электронный ресурс]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/12/16/teacher/15984-novye_professii_razrabotchik_obrazovatelnyh_traektoriy (дата обращения 17.05.2022).
10. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. - С. 329.
11. Плотникова О.А., Семенова Л.М. Моделирование и алгоритм формирования профессиональной культуры будущего бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью» [Текст]: монография. USA: изд-во PublishingHouse «Science&InnovationCenter», 2013. - 127 с.
12. Подповетная Ю.В., Семенова Л.М. Профессионально-проектная и научно-методическая культура в структуре подготовки магистров гуманитарно-экономической сферы // European Social Science Journal. 2015. № 9. С. 95-107.
13. Проект 5-100 [Электронный ресурс]. URL: https://www.5top100.ru/news/117070/ (дата обращения 14.05.2022).
14. РБК Тренды [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5d6e48529a7947777002717b (дата обращения 24.02.2022).
15. Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б., Ипатова А.А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. № 1. 2022. - С. 271-300.
16. Садыкова Е.Р. Различные подходы к определению понятия «педагогическая культура учителя» [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1300549904/Pedagogicheskaya_kultura.pdf (дата обращения 24.02.2022).
17. Семенова Л.М. Современный рынок труда и профессиональные компетенции специалистов в области коммуникации: оценка и форсайт-прогноз / Профессиональные компетенции специалиста по коммуникациям XXI века: коллективная монография / под ред. проф. А.Д. Кривоносова. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ. 2021. - С. 50-64.
18. Семенова Л.М. Терминосистема проблемы формирования имиджевой культуры специалиста по рекламе и связям с общественностью // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 1 (49). - С. 65-71.
19. Semenova L., Kachans V., Savva L. Opportunities and problems of teaching professional modules in the period of digital transformation // НИР. Современная коммуникативистика. № 2, 2022. - С. 72-77.
20. Тоффлер Э. Третья волна. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_Index.php (дата обращения 13.05.2022).
21. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения 24.02.2022).
22. Уильям Артур Уорд - цитаты [Электронный ресурс]. URL: https://citaty.info/man/uilyam-artur-uord (дата обращения 26.06.2022).
23. Digital-профессии будущего (которое уже наступило) [Электронный ресурс]. URL: https://www.likeni.ru/analytics/digital-professii-budushchego-kotoroe-uzhe-nastupilo/ (дата обращения 17.05.2022).
24. Soft skills учителя будущего - Карьера на vc.ru [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/hr/264880-soft-skills-uchitelya-budushchego (дата обращения 14.05.2022).
25. Search international jobs in academic, science, research and administrative employment in the UK, Europe, Australasia, Africa, America and Asia & Middle East [Electronic resource]. URL: http://www.jobs.ac.uk/careers-advice/country-profiles (дата обращения 19.04.2022).
26. The University of Sidney [Electronic resource]. URL: http://sydney.edu.au/ (дата обращения 09.03.2022).