Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена проблеме активизации профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в российских вузах. В качестве основного условия такой активизации авторы рассматривают субъектность как интегративное качество их личности. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого стало выявление особенностей формирования у студентов с ограниченными возможностями здоровья субъектности. В исследовании приняли участие 65 студентов, обучающихся в условиях инклюзивного высшего образования, 30 из которых – это слабослышащие студенты и 35 – студенты без нарушения слуха. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что основной особенностью формирования у слабослышащих студентов субъектности является сочетание повышенной ответственности и осознания своей уникальности с низкой способностью к принятию других, адекватной оценке своих действий и своего поведения, что обусловливает необходимость учитывать данный факт при разработке адаптивных образовательных программ их профессиональной подготовки в вузе.
субъектность, студенты с ограниченными возможностями здоровья, слабослышащие студенты, профессиональная подготовка
1. Азлецкая Е.Н. Оценка компонентов субъектности: диагностический инструментарий [Текст] / Е.Н. Азлецкая / Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие». - Краснодар. - 2010. - С. 8-12
2. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Исследование структуры субъектности в младшем подростковом возрасте с разным уровнем игровой компьютерной зависимости [Текст] / Е.Н. Волкова, А.В. Гришина // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 1. - URL: http://www.doihttps://doi.org/10.17759/pse.2015200108
3. Домбровская А.Ю. Типы социальной адаптации людей с ОВЗ (по материалам социологического опроса в городах Орел и Калуга) [Текст] / А.Ю. Домбровская // Локус: Люди, общество, культуры, смыслы. - М. - 2016. - № 2. - С. 5-14
4. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 2. - С. 14-27
5. Кульбицкая А.А. Особенности эмоционального интеллекта детей с нарушением слуха [Текст] / А.А. Кульбицкая / Научные стремления. - 2016. - № 20. - С. 135-139
6. Ленглер О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы [Текст] / О.А. Ленглер // Молодой ученый. - 2012. - № 11 (46). - С. 440-442. - URL: https://moluch.ru/archive/46/5654/
7. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - 1996. - URL: http://p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/index.html.
8. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования [Текст] / А.С. Огнев, Э.В. Лихачева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11. - № 2. - С. 51-67
9. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / А.К. Осницкий. // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1996/961/961005.htm.
10. Селиванов В.В. Онтогенетические стадии развития субъекта и проявление виктимности [Текст] / В.В. Селиванов // Психология когнитивных процессов. - 2018. - №7. - С. 136-145
11. Татенко В.А. Проблемы субъекта в современной психологии [Текст] / В.А. Татенко / Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / под ред. К.А. Абульхановой, С. В. Тихомировой. - М., 2011. - С. 371-387
12. Цыганкова М.Н. Субъектность как фактор личностного и профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в юношеском возрасте [Текст] / М.Н. Цыганкова // Человеческий капитал. - 2015. - № 5. - С. 33-37
13. Шмелева С.В. Индивидуально-личностные факторы профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуре [Текст] / С.В. Шмелева, Н.В. Логачев, Т.И. Бонкало // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2019. - Т. 8. - № 1. - С. 81-87.
14. Mikhailova I.V., Shmeleva S.V., Karpov V.Yu. et al. Correction of motor disturbances in children with cerebral paralysis and moderate mental retardation // Bali Medical Journal. 2019. Т. 8. № 2. С. 379-383.
15. Strelkov V.I. et al. Psychological barriers in college teacher's career "helping professions" / V.I. Strelkov et al. // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences (ISSN 0975-8585-India-Scopus) 2016. - Т.7 № 1. P. 1938-1945.